Государственное управление в Казахском ханстве

История » Эволюция государственной власти в средневековом Казахстане » Государственное управление в Казахском ханстве

В управлении Казахским ханством сохранялась, основа, заложенная монгольскими завоевателями. Казахское общество состояло из двух основных социальных групп:

-ак суек – белая кость (чингизиды и ходжи);

-кара суек – все остальное население.

Чингизиды по праву рождения приобретали титул султана, также употреблялись титулы оглан и торе, означавшие нецарствовавших потомков Чингиз-хана по мужской линии. Чингизиды могли претендовать на ханский престол в любом государстве, где соблюдались традиции монгольской империи, они не относились ни к одному племени.

Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые собирались осенью на курултай для решения государственных вопросов.

На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю, право на ханский престол имел старший в династийном роде. Хан выполнял следующие функции:

-был верховным главнокомандующим;

-объявлял войну и заключал мир;

-определял внешнеполитический курс;

-был главным действующим лицом в дипломатических отношениях;

-являлся верховным законодателем и судьей.

Нецарсвующие султаны наделялись улусом и были его полновластными правителями. Территория улуса, его передача или отчуждение определялись ханом. Султан при этом управлял и улусным войском. Султаны не имели никаких повинностей, кроме военной. Они не подлежали суду биев, судить их мог только сам хан.

В составе черной кости особыми правами обладали бии – предводители родов и племен. Их влияние определялось многочисленностью, силой, древностью происхождения возглавляемых ими родов. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Бии играли политическую роль наряду с султанами, как предводители родов они участвовали в решении общегосударственных дел. Наиболее влиятельные из них входили в совет биев при хане.

В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи – богатые, и кедей – бедные. Баи составляли многочисленную прослойку общества, но они не составляли особое сословие. Баи были среди биев, рядовых кочевников и других социальных групп. Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, обладавший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что на протяжении всего рассматриваемого периода средневековья участи в управлении государством зависело от происхождения государственного деятеля. Власть передавалась по наследству, во главе государства стоял единоличный правитель, который опирался в правлении на представителей знати. Таким образом, существующую в средневековье систему государственной власти можно отнести к монархии.

Предпосылки Земской реформы
Местное самоуправление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, административно-судебную и политическую власть над своими крестьянами. На губернском уровне главным лицом в системе местного ...

Борис Николаевич Ельцин
Скончался 23 апреля 2007 года Родился 1 февраля 1931 года в с. Бутка Талицкого района Свердловской области. В 1955 году окончил строительный факультет Уральского политехнического института им. С.М.Кирова. ü 1955 - 1957 гг. - мастер треста "Уралтяжтрубстрой". ü 1957 - 1963 гг. - прораб, старший прора ...

Образовательные программы НПО ((начальное профессиональное образование) в первой половине ХХ века
К профессиональным образовательным программам относят программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего и послевузовского профессионального образования и программы дополнительного профессионального образования. Эти программы решают задачи последовательного повышения профессионального об ...