Процесс преобразования социально-экономической политики
Страница 5

История » Становление индийской государственности в постколониальный период » Процесс преобразования социально-экономической политики

В обстановке промышленного бума, созданного государственными инвестициями и протекционистскими мерами правительства, произошел значительный рост экономической мощи индийского капитала. Оплаченный капитал частных акционерных компаний в Индии за 1947–1962 годах вырос с 4,8 млрд. до 12,5 млрд. рупий, то есть почти в 3 раза. При этом неуклонно повышалась доля крупного капитала и монополий. Эта группа капиталистов получила всемерную поддержку от государства в рамках пятилетних планов, поскольку переводила свои накопления в отрасли I подразделения. Иностранные монополии также оказали крупному капиталу значительную помощь кредитами, оборудованием. Более 80% всех крупных предприятий в частном секторе были построены в сотрудничестве с западными фирмами. Все это обусловило опережающие темпы развития узкой группы крупнейших компаний, особенно связанных с индийскими монополиями. Не менее высокий уровень концентрации был в банковском деле: в середине 60-х годов на семь крупнейших банков, контролировавшихся индийскими монополистическими группами и составлявших около 10% всего числа частных банков, приходилось 65% общей суммы депозитов частных банков. Значительное укрепление крупной индийской буржуазии и ее монополистической верхушки, их тесные связи с иностранными монополиями усиливали реакционные тенденции в экономическом и социальном развитии Индии. Углублялись противоречия и внутри индийской национальной буржуазии. Это было, в частности, связано со значительным ростом численности низших групп торгово-промышленной буржуазии. В 1960 году в Индии мелкие предприятия и небольшие фабрики охватывали 93% всех промышленных предприятий страны. Сохранение и даже «расширенное воспроизводство» мелкой промышленности имело двойственные последствия: с одной стороны, оно приводило к расширению внутреннего рынка, поскольку в производство вовлекались массы нового капитала и рабочих, с другой – тормозились процессы концентрации и специализации производства, длительное время сохранялись высокие цены и издержки.

Главное препятствие, с которым столкнулась Индия в своих усилиях преодолеть колониальную отсталость, – это острый недостаток капиталов в производительной форме. Индия страдала не только от необходимости в возрастающих размерах обращаться к импорту средств производства, но и от крайней ограниченности валюты, необходимой для их закупок. Поэтому в осуществлении программы индустриализации Индии значительное место отводилось иностранной, в основном государственной, помощи. За ее счет производился импорт капитального оборудования, материалов, оплата услуг иностранных специалистов. Общая сумма иностранного частного капитала, инвестированного в Индии, по данным Резервного банка, составила на конец 1960 года 5664 млн. рупий против 2558 млн. рупий в 1948 году. Среднегодовой валовой приток иностранных частных капиталовложений, который на 40% осуществлялся за счет реинвестиций, составлял в 1956–1960 годах 346,2 млн. рупий, среднегодовой чистый приток – 219 млн. рупий Основным источником частного капитала оставалась Англия, на втором месте – США. Еще большее значение во внешнеэкономических связях Индии имела экономическая помощь в форме государственных кредитов и субсидий. К осени 1965 г. помощь капиталистических стран составила около 35 млрд. рупий. Иностранные кредиты и субсидии использовались в основном для развития различных отраслей энергетики, транспорта, некоторых отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности, а также для оплаты крупных поставок продовольствия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Гетманское государство Павла Скоропадского. Органы власти
Павел Скоропадский пришел к власти благодаря поддержке немецкой власти и был вынужден принять их условия. Согласно этим условиям Центральная Рада распускалась, выборы в законодательные органы должны были состояться при учете условий немецкой власти. Был установлен запрет на антинемецкие выступления, возобновлялась собственность на землю ...

Законодательные и контрольные полномочия палаты общин. Законодательная деятельность
Парламент - высший законодательный орган страны. Верховная власть в области законодательства вверяется парламенту в целом. Это - "королева в парламенте", то есть королева и две палаты парламента. Это значит, что законопроекты, принятые обеими палатами парламента, становятся законами после их одобрения королевой. По существу, к ...

Обновление политической и экономической жизни страны.
Жажда новизны, деятельный характер были органическими чертами Хрущева. Широкая программа восстановления сельского хозяйства, создание совнархозов, интенсивное жилищное строительство, техническое перевооружение промышленности. Паспортная система в деревне, пенсионное обеспечение крестьян, повышение зарплаты низкооплачиваемым категориям т ...