Организация комитетов в палате общин
Страница 2

История » Английский парламент » Организация комитетов в палате общин

В отличие от постоянных, специальные комитеты, которым поручено контролировать основные направления деятельности министерств, функционируют на постоянной основе. Их организация и деятельность регулируется постоянными правилами палаты общин, и в настоящее время они составляют стержень системы специальных комитетов. Трем комитетам (по иностранным делам, внутренним делам, финансам) дано право назначать подкомитеты.

Постоянно действующим специальным комитетам по проверке деятельности министерств дано право контролировать "расходы, управление и политику" соответствующих министерств и подведомственных им органов. Под последними имеются в виду публичные корпорации, консультативные и иные органы при министерствах (насчитываются 228 таких органов). Комитет свободен в выборе конкретного предмета расследования. Он не должен получать для этого какого-либо одобрения со стороны правительства. Комитеты имеют право вызывать свидетелей и требовать представления необходимых для проведения расследования документов. Они вправе назначать экспертов, совершать поездки внутри страны и за границу, если это вызвано необходимостью.

В качестве свидетелей комитетом может быть вызвано любое лицо: представители министерств и ведомств; должностные лица государства; чиновники министерств и ведомств; представители общественных организаций, групп давления, политические деятели. Если свидетель отказывается явиться, то комитет использует свое формальное право истребовать свидетелей и издать приказ о вызове свидетеля на свое заседание. Свидетель, отказавшийся явиться, виновен в неуважении к палате общин (формально палата наделена правом заключить такое лицо в тюрьму).

Комитет вправе требовать представления ему документов, необходимых для проведения расследования, за исключением документов министерств. За десятилетие существования постоянно действующих выборных комитетов сложилось неписаное конституционное правило, согласно которому комитеты не должны проводить расследования дел, ставящих под угрозу вопросы государственной безопасности. Правительство имеет право предоставлять комитету информацию лишь в том объеме, в котором оно считает это возможным.

Министры не обязаны присутствовать на заседании комитета, поскольку они являются по статусу членами парламента, а комитет не может требовать присутствия на заседании членов парламента и лордов. Практически правительство всегда присылает министра на заседание комитета, но этот вопрос решается не комитетом, а премьер-министром.

На заседаниях комитета могут присутствовать посторонние лица, если палата не примет иногности министерств несомненно усиливает влияние представительного органа на правительство, дает ему средства для проведения в действие механизма подотчетности министерств, влиять на правительственные решения еще до момента их принятия. Деятельность комитетов способствует большей открытости всего процесса государственного управления, предоставляет возможность призвать к ответу чиновников министерств за те или иные акции.

В организации деятельности комитетов имеются и уязвимые места. Они касаются прежде всего характера отношений между комитетами и министрами и информации о деятельности органов управления. Правительство издало специальное руководство для чиновников министерств, призывающее их давать свидетельские показания, необходимые для комитетских слушаний. Однако случается, что министры не склонны давать комитету нужной информации либо дают распоряжение подчиненным им руководителям ведомств не снабжать комитет соответствующей информацией. Отказ правительства в предоставлении информации может серьезно затруднить осуществление контроля в весьма существенных областях.

Сессионные комитеты. Некоторое число специальных комитетов учреждается из года в год в начале каждой сессии. В связи с этим такие комитеты получили наименование "сессионных". К ним принадлежат комитеты: по вопросам процедуры; привилегиям; петициям, предоставляемым палате общин; вопросам публикаций и отчетов о дебатах; обслуживанию депутатов. К их числу примыкает комиссия палаты общин, ведающая приемом на работу в постоянный штат палаты. Ее председатель - спикер палаты.

Объединенные комитеты (Joint Committees) являются разновидностью специальных комитетов. Они образуются совместно обеими палатами парламента для рассмотрения дел, касающихся равным образом обеих палат. Вопросы, подлежащие обсуждению в комитете, не должны затрагивать политических спорных дел. Объединенные комитеты состоят из равного числа членов каждой палаты. Доклад объединенного комитета представляется обеим палатам. Существуют, в частности, объединенные комитеты по проверке актов делегированного законодательства, по изучению биллей о консолидации законодательства и пр.

Страницы: 1 2 3

Масоны у власти: Верховный совет Великого Востока народов России и Временное правительство (март-октябрь 1917)
"Русские политические масоны, - пишет проф. В.И. Старцев, - сыграли большую роль в усилении революционной ситуации в конце 1916 - начале 1917 гг.; первыми воспользовались результатом стихийного восстания 27 февраля 1917 года. Восемь месяцев после Февральской революции - это период наибольшего влияния в России тайного политического ...

Вступление Турции в войну с Антантой
В июле 1914 г. Джемаль, веривший в выгоду западной ориентации, посетил Париж, где у него состоялись несколько бесед с министром иностранных дел Франции Вивиани. Целью его приезда, с одной стороны, было предложение о вступлении Турции в Антанту, а с другой - защита от России [34, с.101]. С точки зрения Франции и Англии эти требования бы ...

Никита Сергеевич Хрущев
Краткая биография. Никита Сергеевич Хрущев родился 4-го по старому стилю, а по новому- 17 апреля 1894 года в Курской губернии, в селе Калиновка. Его родители были простыми крестьянами - отец Сергей Никанорович, мать Ксения Ивановна. Кроме Никиты у них была еще дочь Ирина. Сам Хрущев на завтраке, устроенном в его честь на студии киноком ...