Введение
Страница 1

По мнению многих ученых, в истории Казахстана были три выдающихся историка международного масштаба. Это Чокан Валиханов, Алихан Букейханов и Санжар Асфендияров. Новизна выдвигаемых ими исторических гипотез позволила им занять достойное место среди историков с мировыми именами.

Сейчас, когда мы читаем "Историю Казахстана" Санжара Асфендиярова, она поражает глубиной мысли и колоссальной широтой эрудиции. Анализ научных работ, написанных в последний период жизни, особенно ярко свидетельствует, что С. Асфендияров имел обширные знания, владел историческими методами исследования, понимал, что история важна для народа и она не должна искажаться, ведь история это путь, который строился на протяжении многих веков.

С. Асфендияров написал большое количество трудов по истории Казахстана, таких как: «История Казахстана с древнейших времен», «Прошлое Казахстана в источниках и материалах», монография «Национально-освободительное восстание 1916 года в Казахстане», «Очерки истории казахов», «Шатер мира».

Асфендияров Санжар Жафарулы (1889-1938) – государственный деятель, ученый-историк, профессор, организатор и первый ректор Алматинского медицинского института (совр. Казахский национальный медицинский университет имени С.Асфендиярова), востоковед-историк, специалист по истории Казахстана, участник Первой мировой войны.

Асфендияров Санжар Жафарулы родился в 1898 году в городе Ташкенте. Он является потомком хана Абулхаира, от его сына Айшуак-хана, Сыгалы Айшуак-улы (4-й сын Айшуака и прадед Санжара), его сын - Асфендияр Сыгалин, затем отец Санжара - Сейтжапар Асфендияров - генерал-майор царской армии, переводчик восточных языков при Туркестанском генерал-губернаторе, кавалер Бухарского ордена "Золотая звезда" 1-й ст.

У С. Асфендиярова было 4 сестры и 3 брата. Сестра Гульсум работала врачом в Ташкенте,а сестра Анель проучилась три года в Ташкентском мединституте, но была отчислена как дочь генерала, из-за чего, в последствии, перевелась в Ленинград, где и закончила ВУЗ.

После окончания Ташкентского реального училища поступил в Петербургскую военно-медицинскую академию. В 1912 году, в возрасте 23 лет, окончил Петербургскую военно-медицинскую академию, где он учился на стипендию, что обязывало его в дальнейшем нести тяготы военной службы. Во время учебы в академии С. Асфендияров познакомился со своей будущей женой - Рабигой Сераликызы Лапиной, которая училась Смольный институт благородных девиц. Рабига Сераликызы Лапина-Асфендиярова - одна из первых женщин казашек-интеллигенток. Исследовала архитектуру, занималась тюркологией, юриспруденцией. Ее родители были весьма образованными людьми - ее мать Зухра Ахмерова в числе немногих женщин того времени обучалась в гимназии.

«Санжар Асфендияров увидел Рабигу на вечере землячества в Петербурге. Учившиеся здесь казахи быстро приноравливаются к столичному образу жизни и на вечеринках танцуют полонезы, вальсы, польки. Он - студент Военно-медицинской академии, она – «смолянка». В Институт благородных девиц, где училось всего шесть девушек-казашек, она попала во многом благодаря отцу Сералы Лапину, открывшему в столице юридическую контору. После восстания 1916 года он защищал своих несправедливо осужденных соплеменников. Санжар влюбился в нее с первой встречи. Юная девушка, воспитанная в строгих правилах, стала для Асфендиярова своего рода идеалом. После окончания академии Асфендияров получает направление в Кронштадт, но в нетерпении и страхе потерять свою будущую невесту едет к ее отцу свататься.

В Алма-Ате Асфендияровы и семья Халела Досмухамедова жили в доме, где сейчас располагается турецкое консульство. Можно представить, как выглядел этот архитектурный шедевр тогда. Дом Асфендиярова в середине 30-х годов прошлого столетия был в Алма-Ате в числе лучших. Особенно впечатляла богатая библиотека и раритетные труды по истории, собранные хозяином на протяжении длительного времени в разных городах, где он оказывался по долгу службы. А география перемещений Санжара Асфендиярова для того времени была достаточно обширной. С женой они всегда вместе, рука об руку.»

Получив образование начал работать военным врачом сначала в Термезе, затем на фронте в Туркестанском полку. Так он проработал до 1915г.

Страницы: 1 2 3 4

Реформы в области культуры и быта
Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа ...

Формирование идеологии декабристов. Программы переустройства России
Особенности российской дворянской идеологии, отказ правительства Александра I от политики преобразований, патриотический подъем и идеи французских просветителей, заимствованные во время заграничных походов русской армии, стали субъективными причинами зарождения идеологии декабризма. Декабристы пытались разрешить две труднейшие задачи: и ...

Доисторический период
Палеолит Древнейшие следы обитания гоминид на территории Крыма относятся к среднему палеолиту - это стоянка неандертальцев в пещере Киик-Коба. Мезолит Согласно гипотезе Райана-Питмена, вплоть до 6 тыс. до н.э. территория Крыма не представляла собой полуострова, а была фрагментом более крупного массива суши, включавшего, в частности, ...