Домонгольский период истории Русского государства
Страница 3

История » Домонгольский период истории Русского государства

Принятие христианства, с одной стороны, укрепляло централизованную власть и территориальное единство Киевской Руси, с другой - имело большое международное значение. Наконец, это событие сыграло важную роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе прямое влияние византийской, а опосредованно через нее - античной культуры. www.getbanks.ru

Во главе русской православной церкви был поставлен "митрополит", назначаемый константинопольским патриархом. Отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население государства обязано было платить единый налог на содержание церкви - "десятину". За свой непосредственный вклад в крещение Руси Владимир был канонизирован церковью как святой.

Принятие христианства в качестве господствующей государственной религии имело много важных последствий. Во-первых, христианство как религия, общепринятая в Европе, еще больше сблизила Киевское государство с западноевропейскими странами. Во-вторых, внедрение христианской церкви, организованной на феодальных началах, способствовало дальнейшему развитию в Киевской Руси феодальных общественных отношений. В-третьих, церковная организация, которую взяли на себя греки (византийцы), заняла весьма видное место в восточнославянском обществе как новое сильное орудие воздействия на массы в целях дальнейшего их подчинения господствующей верхушке и государственной власти в целом. В-четвертых, христианство заметно подняло статус княжеской власти и упрочило связь между отдельными частями государства. Наконец, христианство всемерно способствовало повышению уровня культуры Киевской Руси, сыграв тем самым прогрессивную роль.

В частности, после принятия христианства в Киевской Руси еще энергичнее распространяется письменность. Напомним, что еще в IX веке византийские миссионеры Кирилл и Мефодий, славяне по происхождению, проповедовавшие христианство в Чехии, изобрели славянскую азбуку и перевели на славянский язык основные богослужебные книги. В славянских землях на Балканах, особенно в Болгарии, появилась переводная и оригинальная славянская литература. После крещения Руси эта литература хлынула в Киев и другие восточнославянские города. Именно при Владимире Святом была создана специальная школа для подготовки образованных государственных деятелей славянского происхождения.

Принятие христианства благотворно воздействовало на отношения Киевской Руси со странами Западной Европы. Уже Владимир, как отмечают исторические источники, жил в мире с королями многих европейских государств. Понятно, что отмеченные выше следствия обнаружились не сразу. Так, культурное влияние христианства в Киевской Руси проявлялось по мере его проникновения в народные массы, по мере распространения грамотности и образования в широких слоях населения Древнерусского государства.

В контексте общеевропейской истории среди многочисленной династии Рюриковичей (IX-XIII) обращают на себя внимание и такие государственные деятели Древнерусского государства, как киевские князья Ярослав Мудрый (1019-1054) и Владимир Мономах (1113-1125).

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла своего наивысшего расцвета. Так же, как и Владимиру Святому, Ярославу Мудрому удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 году после успешного похода на прибалтийскую чудь он основал Юрьев (ныне - Тарту), утвердив тем самым славянское влияние в Балтии. При Ярославе Мудром Киев стал одним из крупнейших городов Европы, который соперничал по пышности и монументальности архитектурных форм и неприступности укреплений с Константинополем. Источники утверждают, что в тот период в городе было не менее 400 церквей, среди которых особо выделялся Софийский собор. Сам Ярослав Мудрый, подобно византийским владыкам, назывался царем.

Ирония истории древнеславянского государства, к сожалению, также связана с именем Ярослава Мудрого, который, умирая, разделил территорию могучей по тем временам державы между пятью своими сыновьями и племянником. Он завещал своим наследникам жить в мире и любви и прислушиваться во всем к мнению старшего в роду - Изяслава.

Внешний фактор, связанный с необходимостью отпора появившимся к середине ХI века в южнорусских степях кочевникам - половцам, уже не тормозил процесс распада Киевской Руси на отдельные враждовавшие друг с другом княжества.

Предотвратить процесс распада Киевской Руси попытался Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125), приглашенный на престол киевскими боярами в период народного восстания 1113 года в Киеве.

Владимир Мономах - крупная политическая фигура своего времени. Он был хорошо известен не только на Руси, но и в Западной Европе. Владимир Мономах - явный сторонник государственного единства всей Руси, активный борец против всяких попыток ее расчленения. Став киевским князем, он попытался восстановить поколебавшийся статус Киева. Малейшее неповиновение центру Владимир тут же пресекал.

Страницы: 1 2 3 4

Паспортный режим (1935–1953 гг.)
Инструкция по паспортной работе 1935 основными задачами милиции по поддержанию паспортного режима в СССР определяла следующие: недопущение проживания без паспорта и без прописки; недопущение приема на работу или службу без паспортов; очистка режимных местностей от «уголовных, кулацких и иных антиобщественных элементов, а также от лиц, н ...

Хлеб насущный
Изученные археологами славянские поселки позволили восстановить жизнь людей того времени: их занятия, быт, религиозные верования. На основании полученных данных стало известно, что в 4-2 вв. до нашей эры предки славян никак не укрепляли свои поселения и жили в полуземлянках или домах, стены и крыши которых держались на врытых в землю с ...

Положение о видах на жительство 1894
Положение 3 июня 1894 о видах на жительство, законом 2 июня 1897 было распространено на всю империю, кроме губерний бывшего Царства Польского и Финляндии, лиц, состоящих на действительной военной и морской службе, лиц войскового сословия казачьих войск, финляндских обывателей, иностранных подданных, проживающих в империи, на лиц, отбыва ...