Домонгольский период истории Русского государства
Страница 1

История » Домонгольский период истории Русского государства

Оценивая процесс образования Древнерусского государства, следует, прежде всего, рассмотреть историю Киевской Руси (или державы Рюриковичей), хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало ХII вв. Условно история Киевского государства разделяется на три периода: IX - середина X вв. - время первых киевских князей; вторая половина Х - первая половина XI вв. - правление Владимира I и Ярослава Мудрого и вторая половина XI - начало XII вв. - переход к территориально-политической раздробленности.

Одной из важнейших предпосылок образования Древнерусского государства явилось соперничество двух центров государственности на Руси - Новгорода и Киева. При этом история Новгорода прямо и опосредованно связана с варягами. Кто такие варяги? В IX веке во всей Европе и, в частности, на территории восточных славян действовали норманны, или варяги (варанги), как звали их византийцы и славяне. Они появились в Восточной Европе как пираты и торговцы. Скандинавская сага (сказание) о Торварде Собаке ярко рисует деятельность варяжских искателей приключений. Торвард вступил в соглашение с несколькими смельчаками для организации экспедиции в Белое море. В предприятии принял участие и норвежский король. Участники экспедиции везли с собой товары для обмена на пушнину. Было договорено, что доход с проданных товаров пойдет в пользу владельцев товара, а добыча должна была делиться поровну. Достигнув устья Северной Двины, Торвард и его спутники обменяли с выгодой сукно на меха, а потом ночью напали на местное святилище и разграбили его. При дележе добычи варяги перессорились, и Торвард был убит.

Историки полагают, что мало чем отличался от Торварда и утвердившийся с 862 года в Новгороде Рюрик. Личность этого варяга до сих пор вызывает споры историков. Некоторые из них считают, что Рюрик был реальным историческим персонажем, отождествляя его, в частности, с Рюриком Фрисландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы в Западную Европу. Рюрик навязал жителям Новгорода "услуги" по их защите от внешних врагов. Братья Рюрика: Синеус обосновался в качестве князя на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской области), а другой брат Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова). Отдельные историки делают вывод, что имеет место искажение имен "братьев": в переводе со шведского "синеус" - "со своими родами", а "трувор" - "верная дружина", это, в свою очередь, дает им основания считать, что варяжская версия - не более чем легенда.

Преемник Рюрика - новгородский князь Олег (879-912) спустился по Днепру до Киева и овладел им. С этого времени Киев становится "матерью городов русских", центром Киевского государства. Это событие, согласно летописной хронологии, произошло в 882 году, когда Олег, предварительно заняв Смоленск и Любеч, хитростью захватил и убил княживших в Киеве Аскольда и Дира (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия; по легенде, три брата Кий, Щек и Хорив, и их сестра Лыбидь основали город Киев). Объединение двух важнейших культурно-экономических центров восточных славян по великому водному пути "из варяг в греки" позволило князю Олегу приступить к последовательному подчинению его власти прочих восточнославянских земель. С этого времени Олег и его последователи стали именоваться "великими князьями".

Олег развил энергичную деятельность. Прежде всего, он постарался основательно укрепиться в своей новой столице, для чего "рубит" кругом нее города; на Новгород он налагает ежегодную дань и, владея важнейшими пунктами на великом водном пути, начинает покорять соседние славянские племена - древлян, северян и радимичей. Далее, у хазар Олег отвоевал северян и радимичей. Часть племен между Днестром и Дунаем долго сопротивлялись Олегу и окончательно подчинились только его преемнику Игорю (912-945). В 907 и 911 годах Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками. Согласно им, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом они должны были иметь письменные документы и заранее предупреждать местные власти о своем приезде. Договор Олега с греками, таким образом, обеспечивал развитие внешнеэкономических связей между Русью и Византией, а опосредованно через нее - и с Западной Европой.

В год смерти Олега Киевское государство охватывало уже значительную территорию. Зависимые от Киева земли, в том числе и Новгород, вынуждены были признать власть киевского князя (платить дань, выставлять ополчение для военных походов и т.п.). На востоке власть киевского князя простиралась на область, где стоял Ростов, построенный кривичами. Крайними южными племенами, с которыми еще некоторое время велись войны, были тиверцы и уличи. Связь между восточнославянскими землями, поддерживаемая общностью языка, верований, традиций, скреплялась единой централизованной властью. Кроме дани, вошедшие в состав Киевской Руси племена, как уже отмечалось, обязывались поставлять князю ополченцев. Дань-подать трансформировалась в товар и шла преимущественно в Западную Европу через Византию, а другая часть дани направлялась на содержание дружины и иные нужды крепнущего государства.

Страницы: 1 2 3 4

Деятельность ИНК после завоевания независимости
В начале 1947 г. был опубликован проект нового устава Национального конгресса. Целью этого проекта было лишить всяких прав рядовых членов Конгресса и превратить Конгресс в «трехслойную» организацию с широкой массовой базой рядовых, бесправных членов и с узкой двухслойной группой так называемых полноправных или активных членов и «работни ...

Участие населения края в национально-освободительном движении на Балканах в 70-х
Национально-освободительная борьба балканских народов была тесно связана с Молдавией. Многие участники этой борьбы проживали здесь и всегда находили сочувствие и поддержку среди населения края. Известный революционер-демократ и поэт Христо Ботев работал учителем в Бессарабии, вёл революционную деятельность, был связан с народническим дв ...

Быт и настроения политзаключенных в Олонецкой губернии
Каторга и ссылка налагали свой отпечаток на моральное состояние политзаключенных. Вряд ли можно всерьез говорить о духовной общности ссылки - дальше "коммунальных" проблем она обычно не шла, а при выходе на поселение бывшие каторжане довольно скоро переходили к индивидуальному хозяйству, желая отдознуть от иноголетней жизни “н ...