Итоги и последствия Карибского кризиса

После Карибского кризиса в своих официальных речах Хрущев выставлял себя победителем – якобы его решительные и смелые действия спасли Кубу от американского вторжения. Правда, это приняли на веру только в СССР. То, что СССР потерпел неудачу, а сама секретная операция была бессмысленной и позорной для Хрущева, было ясно во всем мире.

Мао Цзе-Дун назвал Хрущева трусливым авантюристом. Фидель Кастро первые недели вообще не мог слышать о Никите Сергеевиче и при одном его упоминании разражался нецензурной бранью. Советской дипломатии пришлось приложить усилия, чтобы сохранить союзнические отношения с кубинским режимом.

Пустая трата денег и сил – вот и все последствия истории с ракетами для Советской Армии. Глупый блеф – так оценивали высшие советские офицеры в частных беседах Карибский кризис. Хрущев показал себя слабым руководителем – такое было общее мнение. Авторитет Хрущева был сильно подорван, что послужило одной из причин его скорого падения.[10]

В США события Карибского кризиса были восприняты неоднозначно. Сторонники войны с СССР считали действия президента Кеннеди проявлением слабости. Сторонники мирного сосуществования критиковали его за излишне агрессивную политику по отношению Кубе. Потрясением и для тех и других было то, что впервые за послевоенные годы США вынудили отказаться от своих агрессивных планов – и не где-нибудь, а в их вотчине! Стало ясно, что огромной мощи американских вооруженных сил появился противовес – советская военная мощь, с которой теперь придется считаться.

С конца октября 1962 г. течение холодной войны повернуло в новое русло. Если раньше оба противника – СССР и США только наращивали вооружения, то теперь встал вопрос о создании системы коллективной безопасности от возникновения ядерного конфликта, обе страны окончательно решили отказаться от планов нападения друг на друга, избрав другие, более безопасные методы противоборства. Как говорится, худой мир лучше доброй ссоры.

Урок, полученный политиками каждой из сторон, до сих пор не потерял актуальности. В последнее время о Карибском кризисе часто вспоминают в связи с усилением агрессии США в мире. Вот что написал профессор Дипломатической академии МИД РФ профессор Карен Хачатуров в статье, посвященной 40-летию Карибского кризиса:

«Универсальные уроки карибского кризиса приобрели за последний год новую тональность. Лишенная сдержек и противовесов единственная сверхдержава, столкнувшись с международным терроризмом - бессмысленным и беспощадным, поддалась опасному искушению приспособить глобальную антитеррористическую акцию к своим далеко не бескорыстным интересам. В списке стран-"изгоев", нанизанных на "ось зла", первой мишенью назначен Ирак. По прогнозу Альбера Гора - конкурента Джорджа Буша на последних выборах, новый президент намерен развязать "цепь войн", это чревато появлением "легиона врагов».[11]

В обращении депутатов Федерального собрания Государственной думы РФ № 3348-III ГД от 29.11.2002 г. говорится:

«После советско-американских переговоров 1962 года при участии представителей Кубы и Организации Объединенных Наций Соединенные Штаты Америки были вынуждены уважать суверенитет Кубы, снять военно-экономическую блокаду, отозвать из Гуантанамо дополнительно введенные вооруженные силы и демобилизовать военных резервистов. В ответ на вывоз советского стратегического оружия с территории Кубы США демонтировали и увезли аналогичное оружие, которое ранее было размещено на территории Турецкой Республики.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации отмечают, что совместные действия Советского Союза и Кубы в ходе Карибского кризиса были блестящей внешнеполитической операцией, вследствие которой США и их союзники стали более трезво оценивать сложившуюся после Второй мировой войны расстановку сил на международной арене. Впервые с момента образования Советского Союза его начали воспринимать в мире как одно из двух государств-сверхдержав. Карибский кризис положил начало эпохе мирного сосуществования государств, имеющих разный общественно-политический строй.»[12]

Н.Чемберлен – проводник британской политики умиротворения
Невилл Чемберлен (1869-1940), выходец из семьи известных английских предпринимателей и политических деятелей, добился высшего правительственного поста, имея за плечами солидный жизненный и политический опыт. Большинство историков подходят к трактовке его личности под впечатлением краха политики "умиротворения", идеологом и про ...

Курс Президента В.В. Путина на консолидацию общества
31 декабря 1999 г. первый Президент России Б.Н. Ельцин в предновогоднем обращении к гражданам страны сообщил о своем решении досрочно уйти в отставку. В эмоциональном выступлении он подвел итоги своего правления. Досрочные выборы Президента России были назначены на 26 марта 2000 г. Исполняющим обязанности Президента стал Владимир Путин ...

Итоги и последствия Смуты
Россия в начале 17 в. находилась в состоянии глубокого цивилизационного кризиса, который назрел в стране после правления Ивана Грозного и проявился в династическом, политическом и экономическом кризисах. Смутное время принесло стране несколько альтернатив развития и поставило новые вопросы: о легитимности власти, о самозванстве. После С ...