Положение страны и образовательная политика
Страница 1

Развитие педагогики в 60-70-е годы тесно связано с историей страны и советского общества этого периода.

Самое начало 60-х годов прошло под знаком «второй волны» хрущевской оттепели. Вновь после ХХII съезда партии были включены механизмы политической реабилитации. Тайно, ночью из Мавзолея вынесли тело Сталина, с площадей исчезли статуи и бюсты вождя. Пронеслась волна переименований. Публиковались произведения, которые раньше были запрещены. Эти изменения зародили надежды на продолжение демократических процессов. Вместе с тем было объявлено о грядущем построении коммунистического общества. Его идеологическому обоснованию способствовала публикация «Морального кодекса строителей коммунизма», отстаивавшего идею боры за победу коммунизма во всем мире и борьбы с инакомыслящими. www.edutarget.ru

Общий подход к образованию и культуре в это время отличался прежним стремлением поставить их на службу административно-командной идеологии, но процесс обновления этих сфер, начавшийся при Хрущеве, не мог не вызвать оживление культурной жизни. Большое влияние на образование и культуру оказал и сам Хрущев. Он стремился привлечь на свою сторону широкие круги интеллигенции, хотя и рассматривал ее в качестве «автоматчиков» партии, о чем прямо сказал в одном из своих выступлений[15].

В 1960-1964 гг. в образовательной политике продолжался прежний курс, взятый 24 декабря 1958 года с принятием Верховным Советом СССР закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования», направленный на укрепление трудового обучения школьников, производственной практики старшеклассников и увеличение доли политехнических знаний в содержании образования[16]. Педагогическая наука рекомендовала подходить к обучению и воспитанию с учетом того, что «решающим условием перевода знаний в убеждения является систематическое претворение знаний в деятельности, тесная связь обучения с жизнью, трудом…»[17]. Однако год от года этот курс встречал все большее сопротивление деятелей науки, которые были всерьез обеспокоены грядущей интеллектуальной деградацией страны и поэтому школа постепенно ослабляла внимание к трудовому воспитанию. Произошел отход от подготовки учащихся исключительно к физическому труду, но концепция «связи школы с жизнью» сохранялась: школа должна была давать своим питомцам не только более основательные знания, но и умение применять их в жизни, давать широкий политический кругозор и вместе с тем специальную профессиональную подготовку, хорошие трудовые навыки.

Вторая половина 60-х, начало 70-х гг. были отмечены внедрением обязательного среднего всеобуча, ставшего конституционным требованием, законом, а не просто, как было раньше, желаемой возможностью. В связи с этим увеличилось число грамотных людей. Если в 1914 году число учащихся в начальной и средней школах составляло всего 9 млн. 650 тыс. человек, а в 60-ых в общеобразовательных школах обучалось уже 28 млн. 700 тыс. человек, то вместе со школами для взрослых – 30 млн. 600 тыс. человек. В старших же классах средней школы количество учащихся увеличилось почти в 40 раз[18].

На XIII съезде комсомола Хрущев в своей речи подчеркнул, что «современные условия строительства коммунизма требуют людей высокообразованных, могущих смело ориентироваться во всех областях науки и техники»[19]. В 1965-1966 гг. началась очень солидно подготовленная реформа содержания образования. В состав комиссии по ее разработке были включены крупнейшие ученые. В результате содержание школьного образования было существенно обновлено, модернизировано, в нем усилились научные основы. Существенные преобразования в учебных планах и программах средней школы требовали и смены всего фонда школьных учебников. Практика применения в общеобразовательной школе обновленных программ и новых учебников показала, что в целом преобразования положительно сказались на учебно-воспитательном процессе. Однако в ходе работы возникла необходимость внести коррективы в новые программы и учебники, главным образом в сторону некоторого упрощения учебного материала, в особенности в младших классах. Модернизация содержания образования была завершена только в 1975-76 учебном году[20]. Содержание учебных предметов и методика преподавания приводились в соответствие с современным уровнем знаний. В школьных программах учитывалось всевозрастающее значение науки и техники. В школе появились факультативы, цель которых было более полное удовлетворение индивидуальных склонностей и интересов школьников в тех или иных областях науки, а трудовые дисциплины в свою очередь были существенно потеснены.

Страницы: 1 2 3

Приобретение великокняжеского стола.
Пользуясь своими средствами и расчетливой фамильной политикой, московские князья в 14 в. постепенно сами выступали из положения бесправных удельных князей. Младшие, но богатые, эти князья предприняли смелую борьбу со старшими родичами за великокняжеский стол. Главными их соперниками были князья тверские, старшие их родичи. Действуя во и ...

Рогатые хищники
Среди динозавров, имевших рога или гребни, совсем не часто встречались плотоядные. Например, свирепые хищники дилофозавр, цератозавр и карнотаур жили в разные эпохи, но были примерно одного роста и охотились на множество различных животных. Все трое передвигались на задних лапах, поэтому передние конечности у них были совсем короткими. ...

Духовенство
Довольно привилегированное положение занимало духовенство, хотя его права постепенно ограничивались. Так, закон запрещал завещать церкви недвижимое имущество, ограничивалась юрисдикция церкви. Следует отметить, что высшее духовенство было органично связано со шляхтой и для назначения на высшие церковные должности необходимо быть шляхтич ...