Государственный строй Речи Посполитой по Конституции 3 мая 1791г.
Страница 2

История » Общественный и государственный строй Речи Посполитой и России в XVII–XVIII вв. » Государственный строй Речи Посполитой по Конституции 3 мая 1791г.

В разделе 6 указывалось структура и полномочия сейма, который состоял из двух палат: палата депутатов, палата сенаторов под руководством короля. Палата депутатов объявлялась святыней законодательства. В нее должны были входить 204 депутата, обязанностью которых было обсуждение всех законопроектов. Сенат, который состоял из католических епископов, воевод и министров под руководством короля насчитывал 132 человека. Закон, принятый в палате депутатов, передавался в сенат, который мог его одобрить или отложить до повторного заседания сейма. В этом случае обе палаты собирались вместе, и решение принималось большинством голосов, отменялось свободное вето, запрещались всякие конфедерации. Устанавливалось, что конституция подлежит пересмотру через 25 лет.

По-новому решался в конституции вопрос об исполнительной власти о правительстве, строй, и компетенция которой обозначались в разделе 7. Высшим исполнительным органом - правительством - объявлялось "Защита законов. "В правительство входили король, как глава, руководитель католической церкви, как глава комиссии народного образования и 5 министров: полиции, министр внутренних дел, министр иностранных дел, военный министр, министр финансов. Назначались 2 секретаря, один из которых вел делопроизводство "Защита законов", второй - иностранные дела. Министров назначал король.[[35]]

К наиболее важным изменениям относилась отмена избрания королей и установление наследования трона. Наследник короля, достигнув совершеннолетия и принеся присягу, мог присутствовать на всех заседаниях правительства без права решающего голоса. Король был наделен широкими полномочиями. Он признавался высшим руководителем всех вооруженных сил в стране, назначал и снимал генералов и офицеров, государственных чиновников, сенаторов, епископов. Все акты короля должны быть подписаны соответствующим министром, который отвечал перед сеймом за данный акт, т.к. в Конституции было записано "особа короля является священной и в безопасности от всего. Ничего один сам не принимает, ни за что в ответе перед народом быть не может". В случае если ни один из министров не подписывал решение, король отступал от этого решения, а если он настаивал, то вопрос переносился на рассмотрение сейма.

Предусматривалось создание постоянных комиссий при правительстве. 4 комиссии - просвещения, полиции, военная и финансов выбирали сеймом, а раньше созданные комиссии порядка подлежали правительственному надзору.

Создание единой власти для всей Речи Посполитой превращало конфедерацию в федерацию.

В разделе 8 значительно изменились структура и характер судебных органов. Объявлялся принцип осуществления принцип правосудия только судом. Тем самым вносились изменения в Статут Великого княжества Литовского 1588 г. Согласно Конституции не могли рассматриваться в городских судах дела старост и воевод. Все суды подразделялись на суды первой и второй инстанции. Суды первой инстанции должны были рассматривать дела не по сессиям, а стать постоянными и работать на протяжении всего года. Создавались суды для свободных крестьян, а также высший суд - суд сейма. Последний занимался криминальными делами по государственным преступлениям против народа и короля. Конституцией предписывалось издать новый кодекс по гражданским и уголовным делам.[[36]]

В разделе 9 определялся порядок избрания регента на случай болезни, плена или несовершеннолетия короля. Раздел 10 касался учебы детей короля и их воспитания.

11 раздел Конституции был посвящен вооруженным силам страны. Совместно с ополчением создавалась армия рекрутов из крестьян. Ставилась задача увеличить численность армии в несколько раз. Армия должна была оставаться в подчинении исполнительной власти и приносить присягу на верность королю и на оборону народной конституции.[[37]]

Принятие Конституции 3 мая предшествовало острая политическая борьба. Конституция явилась результатом компромисса между владеющей землей шляхтой и городской буржуазией. Она сохранила феодальное содержание и одновременно создавала более выгодные условия для развития мануфактурной промышленности и торговли, предоставляла более широкие права городским жителям - мещанам. Меньше всего она вносила изменений в правовое положение крестьян. Конституция коренным образом изменила структуру высших органов власти. Сейм превратился в орган способный на решительные действия. Он стал действительно законодательным и контролирующим органом. Благодаря Конституции в Речи Посполитой была сделана попытка осуществить принцип парламентского управления. Для своего времени Конституция имела прогрессивное значение, но ее положения не были полностью осуществлены из-за бунта реакционных кругов, которые объявили весной 1792г. конфедерацию, и из-за вмешательства зарубежных стран.[[38]]

Страницы: 1 2 3

Война у восточных границ России
Из Аяна Муравьёв, озабоченный предстоявшим продолжением переговоров с Японией, писал Путятину 18 августа: «В отношении переговоров с Японией я считаю долгом повторить здесь моё мнение, что лучше ставить пограничный вопрос в неопределённом по сей день положении, чем утверждать за ними хоть самую малейшую часть Сахалина… О неразделённости ...

Великая французская революция и Британия
Великая французская революция, развернувшаяся в 1789 г. и последовавшие за нею войны вызвали неоднозначную реакцию британской общественности, но Британия вплоть до 1793 г. соблюдала нейтралитет по отношению к Франции, с изумлением, трепетом и неким почтением наблюдая за той драмой, которая разворачивалась в ней. Большая часть общественн ...

Духовенство
Довольно привилегированное положение занимало духовенство, хотя его права постепенно ограничивались. Так, закон запрещал завещать церкви недвижимое имущество, ограничивалась юрисдикция церкви. Следует отметить, что высшее духовенство было органично связано со шляхтой и для назначения на высшие церковные должности необходимо быть шляхтич ...