Государственный строй Речи Посполитой
по Конституции 3 мая 1791г.Страница 2
В разделе 6 указывалось структура и полномочия сейма, который состоял из двух палат: палата депутатов, палата сенаторов под руководством короля. Палата депутатов объявлялась святыней законодательства. В нее должны были входить 204 депутата, обязанностью которых было обсуждение всех законопроектов. Сенат, который состоял из католических епископов, воевод и министров под руководством короля насчитывал 132 человека. Закон, принятый в палате депутатов, передавался в сенат, который мог его одобрить или отложить до повторного заседания сейма. В этом случае обе палаты собирались вместе, и решение принималось большинством голосов, отменялось свободное вето, запрещались всякие конфедерации. Устанавливалось, что конституция подлежит пересмотру через 25 лет.
По-новому решался в конституции вопрос об исполнительной власти о правительстве, строй, и компетенция которой обозначались в разделе 7. Высшим исполнительным органом - правительством - объявлялось "Защита законов. "В правительство входили король, как глава, руководитель католической церкви, как глава комиссии народного образования и 5 министров: полиции, министр внутренних дел, министр иностранных дел, военный министр, министр финансов. Назначались 2 секретаря, один из которых вел делопроизводство "Защита законов", второй - иностранные дела. Министров назначал король.[[35]]
К наиболее важным изменениям относилась отмена избрания королей и установление наследования трона. Наследник короля, достигнув совершеннолетия и принеся присягу, мог присутствовать на всех заседаниях правительства без права решающего голоса. Король был наделен широкими полномочиями. Он признавался высшим руководителем всех вооруженных сил в стране, назначал и снимал генералов и офицеров, государственных чиновников, сенаторов, епископов. Все акты короля должны быть подписаны соответствующим министром, который отвечал перед сеймом за данный акт, т.к. в Конституции было записано "особа короля является священной и в безопасности от всего. Ничего один сам не принимает, ни за что в ответе перед народом быть не может". В случае если ни один из министров не подписывал решение, король отступал от этого решения, а если он настаивал, то вопрос переносился на рассмотрение сейма.
Предусматривалось создание постоянных комиссий при правительстве. 4 комиссии - просвещения, полиции, военная и финансов выбирали сеймом, а раньше созданные комиссии порядка подлежали правительственному надзору.
Создание единой власти для всей Речи Посполитой превращало конфедерацию в федерацию.
В разделе 8 значительно изменились структура и характер судебных органов. Объявлялся принцип осуществления принцип правосудия только судом. Тем самым вносились изменения в Статут Великого княжества Литовского 1588 г. Согласно Конституции не могли рассматриваться в городских судах дела старост и воевод. Все суды подразделялись на суды первой и второй инстанции. Суды первой инстанции должны были рассматривать дела не по сессиям, а стать постоянными и работать на протяжении всего года. Создавались суды для свободных крестьян, а также высший суд - суд сейма. Последний занимался криминальными делами по государственным преступлениям против народа и короля. Конституцией предписывалось издать новый кодекс по гражданским и уголовным делам.[[36]]
В разделе 9 определялся порядок избрания регента на случай болезни, плена или несовершеннолетия короля. Раздел 10 касался учебы детей короля и их воспитания.
11 раздел Конституции был посвящен вооруженным силам страны. Совместно с ополчением создавалась армия рекрутов из крестьян. Ставилась задача увеличить численность армии в несколько раз. Армия должна была оставаться в подчинении исполнительной власти и приносить присягу на верность королю и на оборону народной конституции.[[37]]
Принятие Конституции 3 мая предшествовало острая политическая борьба. Конституция явилась результатом компромисса между владеющей землей шляхтой и городской буржуазией. Она сохранила феодальное содержание и одновременно создавала более выгодные условия для развития мануфактурной промышленности и торговли, предоставляла более широкие права городским жителям - мещанам. Меньше всего она вносила изменений в правовое положение крестьян. Конституция коренным образом изменила структуру высших органов власти. Сейм превратился в орган способный на решительные действия. Он стал действительно законодательным и контролирующим органом. Благодаря Конституции в Речи Посполитой была сделана попытка осуществить принцип парламентского управления. Для своего времени Конституция имела прогрессивное значение, но ее положения не были полностью осуществлены из-за бунта реакционных кругов, которые объявили весной 1792г. конфедерацию, и из-за вмешательства зарубежных стран.[[38]]
Паспорта в сельских местностях
Согласно постановлениям Совнаркома СССР №57/1917 от 27 декабря 1932 и №861 от 28 апреля 1933, в сельских местностях паспорта выдавались только в совхозах и на территориях, объявленных «режимными». Остальные сельчане паспортов не получили. Формально закон определял, что если лица, проживающие в сельских местностях, выбывают на длительное ...
Государственная власть в средневековье
В данной главе рассматривается эволюция института управления государством в средние века, начиная с периода существования на территории современного Казахстана средневековых государственных объединений, включая период монгольских завоеваний, до периода образования и возвышения Казахского ханства. Следует отметить, что эволюция государст ...
Сирия и Ливан под властью турецких завоевателей
Стремясь создать себе опору в арабских странах, турки, как правило, сохраняли общественный строй, который был у покоренных народов в момент их завоевания. Земли и власть по-прежнему оставались в руках местных феодалов.
При завоевании Сирии турками часть эмиров Южного Ливана и Антиливана перешли на сторону победителя, помогли своим оруж ...