Государственный строй Речи Посполитой
по Конституции 3 мая 1791г.Страница 1
Сближение шляхты с буржуазией способствовало возникновению в политической борьбе единого блока прогрессивной части шляхты и буржуазии. Этот блок в исторической литературе получил название "патриотическая партия"[[28]].
Особенно активно действовали патриоты в период четырехлетнего сейма (1788-1792 гг.), который объявил себя конфедерацией, чтобы парализовать действие принципа "либерум вето" и все вопросы принимались простым большинством голосов. По предложению патриотов съезд продлил свои полномочия на два года и вследствие этого стал четырехлетним. Правда, были проведены довыборы. В результате из 359 депутатов 181 были представителями патриотов[[29]].
Перестройку государственного строя страны сейм начал с изложения основных принципов конституционного права.[[30]] В 1791г. сейм принял "Кардинальные права". В них объявлялось доминирование католической религии в стране, переход из католической веры в другую рассматривался как уголовное преступление. Одновременно и гражданам, которые придерживаются других вероисповеданий обеспечивалось свобода и безопасность в исполнении религиозных культов. Также декларировалось вечная уния Польши и Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой и ее суверенные права. Речь Посполитая объявлялась правовой державой, в которой властвует закон, принятый сеймом. Особенно важное значение имел параграф 11, в котором объявлялась свобода слова и печати, за исключением вопросов, которые касались католической веры, в интересах которой могла быть установлена цензура.
Реформы проводились по классовому принципу, что характерно для буржуазного выборного права.
Для жителей городов и деревень большое значение имел закон "Города наши королевские свободные в странах Речи Посполитой". Этим законом мещане получили такое же право личной неприкосновенности, котором пользовалась белорусско-литовская шляхта по Статуту 1588 г.
Закон о городах создал благоприятные условия для развития городов и сближения мещан со шляхтой, что позволило укрепить политические позиции шляхтсцко-буржуазного блока и еще энергичнее продолжить реформы государственного строя.[[31]]
Консолидация патриотических сил в сейме позволила 3 Мая 1791г. принять Закон о власти, который принято называть Конституцией Речи Посполитой. Приверженцы реформ, боясь, что сейм в полном составе не примет эту Конституцию, решились нарушить порядок и начали сессию сейма, когда значительная часть реакционных депутатов и сенаторов не вернулась каникул. На сессии присутствовало только 182 депутата и сенатора, что составляло чуть больше чем 1/3 общего состава сейма. 3 мая к королевскому замку в Варшаве, где заседал сейм, были выставлены войсковые части, которые поддерживали реформаторов, а на улицы вышли горожане. В зал заседаний прибыли представители мещан, тем самым, показывая поддержку Конституции.
Конституция 3 мая состояла из преамбулы и 11 разделов. В преамбуле на имя короля Станислава Августа говорилось, что, учитывая недостатки управления в Речи Посполитой и желая исправить положение в котором находится Европа, стремясь достигнуть внешней независимости и внутренней свободы народа, для всеобщего благосостояния и сохранения страны и ее границ утверждается эта Конституция.
В разделе 1 главенствующей религией объявлялось " святая римская католическая " религия со всеми ее правами. Переход из католической веры в другую воспрещался. Для всех других конфессий гарантировалась свобода исполнения религиозных обрядов.[[32]]
В разделе 2 подтверждались все права и привилегии, данные шляхте Польши и Великого Княжества Литовского. Вся шляхта признавалась равной между собой и в одинаковой степени могла пользоваться всеми правами и привилегиями, особенно личной безопасности и свободы. Шляхта признавалась наиглавнейшим защитником свободы и данной Конституции.[[33]]
В разделе 3 подтверждался закон о городах и объявлялся частью Конституции.
Раздел 4 содержал новые нормы о крестьянах. В нем говорилось "крестьяне, из рук которых течет огромный родник богатств страны, которые составляют в народе самую многочисленную часть населения и, значит, являются самой действенной силой страны, по справедливости, из чувства человечности и христианского долга, а также учитывая наш понятый интерес, мы берем под охрану права и нашего правительства, устанавливая, что с этого момента любые пожалования или договоры, заключенные между землевладельцами и крестьянами, независимо от того, кем они были сделаны". Крестьяне не были удовлетворены этим разделом Конституции, и поэтому не считали необходимым ее защищать.
В разделе 5 содержалось прогрессивное положение о том, что "всякая власть в человеческом обществе берет свое начало в воле народа" и должна складываться "из трех властей: законодательной, исполнительной и судебной".[[34]]
Симон Ушаков и его роль в жизни Никиты Павловца
Впервые Никита Павловец наблюдал за работой Симона Ушакова в палате Иконописного терема, где Симон Ушаков наносил острой серебряной палочкой на отбеленную сторону доски рисунок будущей иконы, изредка бросая взгляды на развешенные по стенам прописи. Проходили часы, и Никита с глубоким поклоном принимал цку, переживая сильное волнение от ...
Временный режим. Конституционно-правовое оформление Четвертой республики
Формирование органов власти в освобожденной Франции находилось под контролем двух крупнейших организаций Сопротивления – деголлевского
французского комитета национального освобождения и Национального совета сопротивления. Уже 2 июня 1944 г. ФКНО I объявил себя Временным правительством. Под его эгидой в Алжире начала действовать Консульт ...
Реформы XIX-XX веков. Реформы 50-х
60-х годов 20 века
Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа.
Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства ...