Государственный строй Речи Посполитой по Конституции 3 мая 1791г.
Страница 1

История » Общественный и государственный строй Речи Посполитой и России в XVII–XVIII вв. » Государственный строй Речи Посполитой по Конституции 3 мая 1791г.

Сближение шляхты с буржуазией способствовало возникновению в политической борьбе единого блока прогрессивной части шляхты и буржуазии. Этот блок в исторической литературе получил название "патриотическая партия"[[28]].

Особенно активно действовали патриоты в период четырехлетнего сейма (1788-1792 гг.), который объявил себя конфедерацией, чтобы парализовать действие принципа "либерум вето" и все вопросы принимались простым большинством голосов. По предложению патриотов съезд продлил свои полномочия на два года и вследствие этого стал четырехлетним. Правда, были проведены довыборы. В результате из 359 депутатов 181 были представителями патриотов[[29]].

Перестройку государственного строя страны сейм начал с изложения основных принципов конституционного права.[[30]] В 1791г. сейм принял "Кардинальные права". В них объявлялось доминирование католической религии в стране, переход из католической веры в другую рассматривался как уголовное преступление. Одновременно и гражданам, которые придерживаются других вероисповеданий обеспечивалось свобода и безопасность в исполнении религиозных культов. Также декларировалось вечная уния Польши и Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой и ее суверенные права. Речь Посполитая объявлялась правовой державой, в которой властвует закон, принятый сеймом. Особенно важное значение имел параграф 11, в котором объявлялась свобода слова и печати, за исключением вопросов, которые касались католической веры, в интересах которой могла быть установлена цензура.

Реформы проводились по классовому принципу, что характерно для буржуазного выборного права.

Для жителей городов и деревень большое значение имел закон "Города наши королевские свободные в странах Речи Посполитой". Этим законом мещане получили такое же право личной неприкосновенности, котором пользовалась белорусско-литовская шляхта по Статуту 1588 г.

Закон о городах создал благоприятные условия для развития городов и сближения мещан со шляхтой, что позволило укрепить политические позиции шляхтсцко-буржуазного блока и еще энергичнее продолжить реформы государственного строя.[[31]]

Консолидация патриотических сил в сейме позволила 3 Мая 1791г. принять Закон о власти, который принято называть Конституцией Речи Посполитой. Приверженцы реформ, боясь, что сейм в полном составе не примет эту Конституцию, решились нарушить порядок и начали сессию сейма, когда значительная часть реакционных депутатов и сенаторов не вернулась каникул. На сессии присутствовало только 182 депутата и сенатора, что составляло чуть больше чем 1/3 общего состава сейма. 3 мая к королевскому замку в Варшаве, где заседал сейм, были выставлены войсковые части, которые поддерживали реформаторов, а на улицы вышли горожане. В зал заседаний прибыли представители мещан, тем самым, показывая поддержку Конституции.

Конституция 3 мая состояла из преамбулы и 11 разделов. В преамбуле на имя короля Станислава Августа говорилось, что, учитывая недостатки управления в Речи Посполитой и желая исправить положение в котором находится Европа, стремясь достигнуть внешней независимости и внутренней свободы народа, для всеобщего благосостояния и сохранения страны и ее границ утверждается эта Конституция.

В разделе 1 главенствующей религией объявлялось " святая римская католическая " религия со всеми ее правами. Переход из католической веры в другую воспрещался. Для всех других конфессий гарантировалась свобода исполнения религиозных обрядов.[[32]]

В разделе 2 подтверждались все права и привилегии, данные шляхте Польши и Великого Княжества Литовского. Вся шляхта признавалась равной между собой и в одинаковой степени могла пользоваться всеми правами и привилегиями, особенно личной безопасности и свободы. Шляхта признавалась наиглавнейшим защитником свободы и данной Конституции.[[33]]

В разделе 3 подтверждался закон о городах и объявлялся частью Конституции.

Раздел 4 содержал новые нормы о крестьянах. В нем говорилось "крестьяне, из рук которых течет огромный родник богатств страны, которые составляют в народе самую многочисленную часть населения и, значит, являются самой действенной силой страны, по справедливости, из чувства человечности и христианского долга, а также учитывая наш понятый интерес, мы берем под охрану права и нашего правительства, устанавливая, что с этого момента любые пожалования или договоры, заключенные между землевладельцами и крестьянами, независимо от того, кем они были сделаны". Крестьяне не были удовлетворены этим разделом Конституции, и поэтому не считали необходимым ее защищать.

В разделе 5 содержалось прогрессивное положение о том, что "всякая власть в человеческом обществе берет свое начало в воле народа" и должна складываться "из трех властей: законодательной, исполнительной и судебной".[[34]]

Страницы: 1 2 3

Основные функции благотворительности
Функции благотворительности в обществе заключаются в следующем: - экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе; - социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых о ...

Центральное и местное управление.
Вплоть до середины XVIв. на Руси существовали только два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Во главе Дворца стоял дворецкий, в ведении которого находилось управление личными (дворцовыми) землями великого князя. Дворцовые земли вновь присоединенных княжеств управлялись Новгородским, Тверским, Дмитровским и другими дворцами. Т ...

Политические просчеты и успехи.
К несчастью, Первый был окружен советниками, которые сводили на нет многие разумные назревшие преобразования или заменяли их чисто организационными решениями, нередко не взвешенными, не проверенными, не продуманными. Так что система новых экономических взаимоотношений так и не была определена. Все было сделано наспех, при большом сопрот ...