Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина
Страница 1

История » Правление Ивана Грозного. Культурная жизнь России в 1920-1930-е гг. » Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина

События отечественной истории середины XIV в. являются важным этапом в процессе формирования централизованного государства.

К началу XIV в. Москва завершила объединение русских земель. Но годы "боярского правления" после смерти великого князя Василия III ослабили русское государство.

В 1547 г. семнадцатилетнего великого князя Ивана IV впервые в истории России торжественно провозгласили царем.

Москва сделалась царствующим градом.

Управлять обширным государством с помощью архаических институтов и учреждений, сложившихся в мелких княжествах в период раздробленности, оказалось невозможным. С развитием поместья началась перестройка военно-служилой системы на новых основах, что позволило впоследствии ликвидировать удельный порядок.

Реформы 50-х годов XVI в. При молодом царе сложилось правительство, которое, по определению А. Курбского, вошло в историю под названием "Избранной рады". В 50-е годы оно приступило к реформам. "Избранная рада" по составу представляла все сословия феодалов. Реформ требовало дворянство, недовольное засильем крупных феодалов в период "боярского правления". Проводимые в 50-е годы реформы объективно способствовали усилению центральной власти и дворянства.

По закону, утвержденному в 1549г. боярской Думой, не боярский, а царский суд должен был судить детей боярских в наиболее важных для них тяжбах о землях и холопах. Эти изменения дали толчок к перестройке системы управления, расширили компетенцию судебных приказов. Помехой в их деятельности стало устаревшее законодательство. В 1550г. был составлен новый судебник, ограничивающий права бояр - наместников как в суде, так и в управлении. Наместники были поставлены под контроль выборных местным населением "городовых приказчиков" и "губных старост". В 1555-1556гг. наместники заменяются земскими или губными учреждениями. Губные старосты и городовые стали избираться из провинциального дворянства.

Царский приговор о "кормлениях" резко ограничил практику их раздачи. Оставшиеся кормленные поборы сопровождались регламентацией и упорядочением. На большей территории Московской Руси кормленщики были заменены выборными старостами, а шедшие в их пользу доходы стали поступать в государственную казну как "кормленный откуп".

Это была реформа местного управления. При Иване IV произошло укрепление и расширение приказной системы центрального управления, просуществовавшего в России до петровских времен. На протяжении двух десятилетий возникла разветвленная сеть приказов, включавшая до 80изб. Военными делами стал ведать Разрядный приказ, поземельными - Поместный, судом - Разбойный и т.п. Приказная бюрократия превратилась со временем во влиятельное сословие. Служилой бюрократии, быстро набиравшей силу, суждено было стать одним из важнейших элементов российского самодержавия.

Важнейшее значение в это время приобрел вопрос о "землемерии" - наделении землей скудеющего дворянства. Длительная война с Казанью, ежегодные сборы дворянского ополчения разоряли мелкопоместных дворян. Главным последствием "поместной землемерии" явилось установление единой нормы службы для различных видов землевладения, что обусловило постепенное сближение положения дворян и бояр.

Каждый землевладелец должен был выставить вооруженного ратника на коне и в доспехах с каждых 100четвертей земли, вотчинной или поместной.

В период реформ 1550г. Московская власть окончательно ввела в жизнь принцип обязательной службы, распространив его на всех землевладельцев - бояр и дворян.

Приняв на себя обязательства в обеспечении поместными землями всех служилых людей и их сыновей, казна вынуждена была постоянно искать новые источники пополнения фонда поместных земель. С этой целью приводится частичная секуляризация церковных вотчин. С 1551г. ограничивается монастырское вотчинное землевладение, запрещается приобретение новых земель монастырями; земельные вклады от бояр могли делаться только с разрешения царя. В этот период правительство предпринимает ряд мер, которые в своей совокупности подрывали привилегированное положение феодальной аристократии. Это, в первую очередь, - царские указы о местничестве 1549-1550 гг., предусматривавшие возможность назначения в помощники главнокомандующему воевод, не обладавших достаточной знатностью, но зато сведущих и одаренных. Во-вторых, распространение государственных налогов на вотчины крупных феодалов и лишение последних так называемых "тарханных грамот", освобождавших феодальные владения от "тягла".

Страницы: 1 2 3 4

Введение.
Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать. И. Дмитриев. Москва . как много в этом звуке для сердца русского слилось . А. С. Пушкин. Предваряя свою работу по объединению русских земель вокруг Москвы, хочу сказать, что всё сказанное мной нельзя считать абсолютной истиной. История древней Руси окутана мраком. Летописцы оста ...

Военная реформа
Реформаторская деятельность начинается с военной реформы. Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, основываясь на рекрутской повинности. Существовавшие войска постепенно упразднялись, а их личный состав использовался для новых формирований. Армия и флот стали содержать ...

Государственный строй Речи Посполитой по Конституции 3 мая 1791г.
Сближение шляхты с буржуазией способствовало возникновению в политической борьбе единого блока прогрессивной части шляхты и буржуазии. Этот блок в исторической литературе получил название "патриотическая партия"[[28]]. Особенно активно действовали патриоты в период четырехлетнего сейма (1788-1792 гг.), который объявил себя ко ...