Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина
Страница 1

История » Правление Ивана Грозного. Культурная жизнь России в 1920-1930-е гг. » Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина

События отечественной истории середины XIV в. являются важным этапом в процессе формирования централизованного государства.

К началу XIV в. Москва завершила объединение русских земель. Но годы "боярского правления" после смерти великого князя Василия III ослабили русское государство.

В 1547 г. семнадцатилетнего великого князя Ивана IV впервые в истории России торжественно провозгласили царем.

Москва сделалась царствующим градом.

Управлять обширным государством с помощью архаических институтов и учреждений, сложившихся в мелких княжествах в период раздробленности, оказалось невозможным. С развитием поместья началась перестройка военно-служилой системы на новых основах, что позволило впоследствии ликвидировать удельный порядок.

Реформы 50-х годов XVI в. При молодом царе сложилось правительство, которое, по определению А. Курбского, вошло в историю под названием "Избранной рады". В 50-е годы оно приступило к реформам. "Избранная рада" по составу представляла все сословия феодалов. Реформ требовало дворянство, недовольное засильем крупных феодалов в период "боярского правления". Проводимые в 50-е годы реформы объективно способствовали усилению центральной власти и дворянства.

По закону, утвержденному в 1549г. боярской Думой, не боярский, а царский суд должен был судить детей боярских в наиболее важных для них тяжбах о землях и холопах. Эти изменения дали толчок к перестройке системы управления, расширили компетенцию судебных приказов. Помехой в их деятельности стало устаревшее законодательство. В 1550г. был составлен новый судебник, ограничивающий права бояр - наместников как в суде, так и в управлении. Наместники были поставлены под контроль выборных местным населением "городовых приказчиков" и "губных старост". В 1555-1556гг. наместники заменяются земскими или губными учреждениями. Губные старосты и городовые стали избираться из провинциального дворянства.

Царский приговор о "кормлениях" резко ограничил практику их раздачи. Оставшиеся кормленные поборы сопровождались регламентацией и упорядочением. На большей территории Московской Руси кормленщики были заменены выборными старостами, а шедшие в их пользу доходы стали поступать в государственную казну как "кормленный откуп".

Это была реформа местного управления. При Иване IV произошло укрепление и расширение приказной системы центрального управления, просуществовавшего в России до петровских времен. На протяжении двух десятилетий возникла разветвленная сеть приказов, включавшая до 80изб. Военными делами стал ведать Разрядный приказ, поземельными - Поместный, судом - Разбойный и т.п. Приказная бюрократия превратилась со временем во влиятельное сословие. Служилой бюрократии, быстро набиравшей силу, суждено было стать одним из важнейших элементов российского самодержавия.

Важнейшее значение в это время приобрел вопрос о "землемерии" - наделении землей скудеющего дворянства. Длительная война с Казанью, ежегодные сборы дворянского ополчения разоряли мелкопоместных дворян. Главным последствием "поместной землемерии" явилось установление единой нормы службы для различных видов землевладения, что обусловило постепенное сближение положения дворян и бояр.

Каждый землевладелец должен был выставить вооруженного ратника на коне и в доспехах с каждых 100четвертей земли, вотчинной или поместной.

В период реформ 1550г. Московская власть окончательно ввела в жизнь принцип обязательной службы, распространив его на всех землевладельцев - бояр и дворян.

Приняв на себя обязательства в обеспечении поместными землями всех служилых людей и их сыновей, казна вынуждена была постоянно искать новые источники пополнения фонда поместных земель. С этой целью приводится частичная секуляризация церковных вотчин. С 1551г. ограничивается монастырское вотчинное землевладение, запрещается приобретение новых земель монастырями; земельные вклады от бояр могли делаться только с разрешения царя. В этот период правительство предпринимает ряд мер, которые в своей совокупности подрывали привилегированное положение феодальной аристократии. Это, в первую очередь, - царские указы о местничестве 1549-1550 гг., предусматривавшие возможность назначения в помощники главнокомандующему воевод, не обладавших достаточной знатностью, но зато сведущих и одаренных. Во-вторых, распространение государственных налогов на вотчины крупных феодалов и лишение последних так называемых "тарханных грамот", освобождавших феодальные владения от "тягла".

Страницы: 1 2 3 4

Решение о вводе советских войск в Афганистан
Оценка ситуации. Из Кабула поступали все новые и новые донесения с просьбами X. Амина ввести советские войска в ДРА, а также с оценками ситуации, складывавшейся в Афганистане. Причем представители различных ведомств часто давали противоречивую информацию. Стратегическая обстановка на Ближнем и Среднем Востоке в конце 1970-х гг. складыв ...

Болгария в конце IX - нач. XI в. Правление Симеона
Этот длительный период был завершающим в истории Первого Болгарского царства. Блистательный царь Симеон, удачливый полководец и в то же время покровитель культуры, смиренный царь Петр и трагичный царь Самуил - это ряд несомненно заслуживающих внимания болгарских правителей этого периода. В 893 г. на народном Соборе в новой болгарской с ...

Флот
Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали, что без сколько-нибудь сильного флота причерноморскую крепость взять невозможно. Поэтому Петр отдает указ о построении флотилии. Созданная в одну зиму флотилия была проведена по мелким рекам к Азову. Флотилия стояла в чужом море, где не было ни одной гавани, которая бы принадлежала е ...