Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и
опричнинаСтраница 1
События отечественной истории середины XIV в. являются важным этапом в процессе формирования централизованного государства.
К началу XIV в. Москва завершила объединение русских земель. Но годы "боярского правления" после смерти великого князя Василия III ослабили русское государство.
В 1547 г. семнадцатилетнего великого князя Ивана IV впервые в истории России торжественно провозгласили царем.
Москва сделалась царствующим градом.
Управлять обширным государством с помощью архаических институтов и учреждений, сложившихся в мелких княжествах в период раздробленности, оказалось невозможным. С развитием поместья началась перестройка военно-служилой системы на новых основах, что позволило впоследствии ликвидировать удельный порядок.
Реформы 50-х годов XVI в. При молодом царе сложилось правительство, которое, по определению А. Курбского, вошло в историю под названием "Избранной рады". В 50-е годы оно приступило к реформам. "Избранная рада" по составу представляла все сословия феодалов. Реформ требовало дворянство, недовольное засильем крупных феодалов в период "боярского правления". Проводимые в 50-е годы реформы объективно способствовали усилению центральной власти и дворянства.
По закону, утвержденному в 1549г. боярской Думой, не боярский, а царский суд должен был судить детей боярских в наиболее важных для них тяжбах о землях и холопах. Эти изменения дали толчок к перестройке системы управления, расширили компетенцию судебных приказов. Помехой в их деятельности стало устаревшее законодательство. В 1550г. был составлен новый судебник, ограничивающий права бояр - наместников как в суде, так и в управлении. Наместники были поставлены под контроль выборных местным населением "городовых приказчиков" и "губных старост". В 1555-1556гг. наместники заменяются земскими или губными учреждениями. Губные старосты и городовые стали избираться из провинциального дворянства.
Царский приговор о "кормлениях" резко ограничил практику их раздачи. Оставшиеся кормленные поборы сопровождались регламентацией и упорядочением. На большей территории Московской Руси кормленщики были заменены выборными старостами, а шедшие в их пользу доходы стали поступать в государственную казну как "кормленный откуп".
Это была реформа местного управления. При Иване IV произошло укрепление и расширение приказной системы центрального управления, просуществовавшего в России до петровских времен. На протяжении двух десятилетий возникла разветвленная сеть приказов, включавшая до 80изб. Военными делами стал ведать Разрядный приказ, поземельными - Поместный, судом - Разбойный и т.п. Приказная бюрократия превратилась со временем во влиятельное сословие. Служилой бюрократии, быстро набиравшей силу, суждено было стать одним из важнейших элементов российского самодержавия.
Важнейшее значение в это время приобрел вопрос о "землемерии" - наделении землей скудеющего дворянства. Длительная война с Казанью, ежегодные сборы дворянского ополчения разоряли мелкопоместных дворян. Главным последствием "поместной землемерии" явилось установление единой нормы службы для различных видов землевладения, что обусловило постепенное сближение положения дворян и бояр.
Каждый землевладелец должен был выставить вооруженного ратника на коне и в доспехах с каждых 100четвертей земли, вотчинной или поместной.
В период реформ 1550г. Московская власть окончательно ввела в жизнь принцип обязательной службы, распространив его на всех землевладельцев - бояр и дворян.
Приняв на себя обязательства в обеспечении поместными землями всех служилых людей и их сыновей, казна вынуждена была постоянно искать новые источники пополнения фонда поместных земель. С этой целью приводится частичная секуляризация церковных вотчин. С 1551г. ограничивается монастырское вотчинное землевладение, запрещается приобретение новых земель монастырями; земельные вклады от бояр могли делаться только с разрешения царя. В этот период правительство предпринимает ряд мер, которые в своей совокупности подрывали привилегированное положение феодальной аристократии. Это, в первую очередь, - царские указы о местничестве 1549-1550 гг., предусматривавшие возможность назначения в помощники главнокомандующему воевод, не обладавших достаточной знатностью, но зато сведущих и одаренных. Во-вторых, распространение государственных налогов на вотчины крупных феодалов и лишение последних так называемых "тарханных грамот", освобождавших феодальные владения от "тягла".
Историки XIX века о славянских и варяжских племенах до призвания Рюрика. Славянские
племена до образования государства.
Вопрос об уровне развития славянских племён до призвания варягов является весьма, если не сказать принципиально важным. Именно в нём заключается суть спора норманистов и антинорманистов. Дело в том, что уровень жизни в Древнерусском государстве, т.е. государстве, первым правителем которого был Рюрик, разногласий не вызывает. А вот на ур ...
Максим Грек (в миру Михаил Триволис) (около 1475 – 1555)
Монах Афонской горы, Вятопедской обители, публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. В 1518 году приехал из Вятоподского монастыря на святом Афоне в Русское государство, сблизился с церковной оппозицией, был осужден на соборах 1525 и 1531 годах. Оставил обширное литературное наследие: публицистические статьи («Стязание о известн ...
Внутренняя и внешняя политика российского самодержавия.
Деятельность Витте
В 1894 на престол в возрасте 26 лет взошёл последний русский император Николай 2. с началом нового царствования в либеральных кругах ожили надежды на ослабление строгой бюрократический опеки нал обществом. Девять земств направили ходатайства царю содержавшее прошение о том, чтобы голос самодержавия мог достигать до высоты престола. Нико ...
