Социальная структура греческого общества (на примере Афин)
Страница 1

История » Афинское государство в VIII-IV века до нашей эры » Социальная структура греческого общества (на примере Афин)

Экономика, сложившаяся в Афинах в 5–4 вв. до н.э., определила характер социальной структуры древнегреческого общества.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, количество которых в греческом обществе непрерывно возрастало. Основными производственными ячейками стали частные хозяйства. Сформировалась такая система социальных отношений, которая может быть определена как классическое рабство. www.talkbanks.ru

Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социального строя торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии Древней Греции 5-4 вв. до н.э.

Афинское общество классической эпохи делилось на три класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс.

Характеристика классического рабства.

Для торгово-ремесленных полисных 5-4 вв. до н.э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов. В Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения.

Основной контингент греческих рабов 5-4 вв. до н.э. состоял из людей негреческого происхождения.

Основными источниками пополнения рабов в это время были:

1) военнопленные и захваченные в плен мирные жители;

2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники.

3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов (Рожденные рабынями дети считались собственностью хозяина).

Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина.

Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог принести доход. Одной из форм повышения эксплуатации и производительности рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Господин предоставлял рабу небольшие средства, помещение. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоятельно, мог завести семью. Но за эту самостоятельность он был должен вносить оброк в пользу своего господина.

Правда, рабов на оброке было немного, так как они по-прежнему находились в полной власти господина.

В связи с повышением эксплуатации рабского труда в товарных хозяйствах происходит ухудшение социального положения рабов. Раб рассматривается как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек.

Господин должен был заботиться о своих рабах, так же как и о своем скоте. В основе этих отношений лежал прямой интерес: ведь накормленный и здоровый работник приносил большую прибыль. В Афинах законом запрещалось беспричинное убийство рабов, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию, да и самим владельцам.

Рабы не были однородны. Среди них выделялись группы, различавшиеся своими интересами: рабы, занятые в ремеслах и торговле, рабы сельскохозяйственные, рабы-горняки, рабы, занятые в домашнем хозяйстве и личными услугами, наконец, находящиеся в несколько привилегированном положении государственные рабы: полицейские, тюремщики, писцы, глашатаи. Рабы не имели возможностей к объединению и поэтому напряженность в отношениях не могла реализоваться в более зрелых формах протеста типа вооруженных восстаний.

Господствующий класс.

Господствующий класс в Афинах состоял из частных собственников земельных владений, крупных мастерских, торговых кораблей, денежных сумм и владельцев рабов.

Состояния даже богатых граждан были относительно скромными, группы магнатов располагавших огромными средствами, не сложилось.

Господствующий класс не был однородным, он делился на несколько социальных групп (а по реформе Солона всякий, кто получал 500 медимнов был отнесен к первому разряду – пентакосиомедимнов). Одну из групп составляли представители старинной земельной аристократии. Они слабо заинтересованы в быстром развитии товарных отношений. Основные доходы они получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков. Ее представители, получившие хорошее воспитание и образование, располагавшие средствами, играли видную роль в общественной и политической жизни полиса.

Вторую группу составляла наиболее динамичная часть господствующего класса – собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, заинтересованные в быстром экономическом развитии, внедрении демократических институтов. Внутри этой прослойки существовало деление на лиц, обладавших правами гражданства, и так называемых метеков. Свободные богатые люди, но имевшие права гражданства, принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, не могли приобретать земельную собственность, не участвовали в работе Н.С. и избирались на должности.

Страницы: 1 2

Италия в годы фашизма
В октябре 1922 г. итальянские фашисты получили часть исполнительной власти в лице премьер-министра Муссолини и нескольких министерских постов в коалиционном правительстве. С этого времени до 1926 г. происходила консолидация фашистского режима, состоявшая в постепенном овладении фашистами всей полнотой законодательной и исполнительной вл ...

Мировоззрение русских масонов начала ХХ века
В мировоззренческом плане практически все адепты "вольного каменщичества" в России начала XX века были приверженцами рационалистической позитивистской философии и к религии и церкви относились равнодушно. Крайне враждебные позиции по отношению к Русской православной церкви занимали Н.А. Морозов, В.А. Маклаков, П.Н. Яблочков, д ...

Ацтеки и их цивилизация
Ацтеки – это индейский народ, живущий на территории современной Мексики. Сейчас их около миллиона и они ничем не отличаются от других народов и племен Центральной Америки. А ведь когда-то ацтеки были создателями великого и могущественного государства, простиравшегося от Атлантического до Тихого океанов. Государство ацтеков было образов ...