Кризис двоевластия 1992—1993 гг.
Страница 2

Кризис отношений между Президентом и парламентом затягивался. Выход из ситуации нашел председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, выступивший с призывом к компромиссу и немедленным консультациям. 12 декабря Съезд принял постановление «О стабилизации конституционного строя» из 9 пунктов, согласно которому на 11 апреля назначался референдум по основным положениям новой Конституции, а принятые поправки к Конституции «замораживались».

Президент внес кандидатуру В.С. Черномырдина, который и стал с 14 декабря 1992 г. премьер-министром, получив 721 голос.

Но компромисс оказался недолговечен — внеочередной VIII Съезд (10—13 марта 1993 г.) отменил референдум и ввел поправки к Конституции, ограничивающие полномочия Президента. 20 марта Президент Ельцин выступил с телеобращением, в котором оценил сложившееся в стране положение как «двоевластие» и сообщил, что им подписан указ «Об особом порядке управления до преодоления кризиса». 23 марта Конституционный суд усмотрел в действиях Президента основания для начала процедуры импичмента (отстранения от должности). 26 марта открылся IX Съезд народных депутатов Российской Федерации, на котором предстояло голосование по импичменту. Президент приказал руководителю своей охраны А. Коржакову быть готовым к разгону Съезда.

Президенту «процедура окуривания» после возможной процедуры импичмента показалась вдвойне привлекательной: способ гарантировал стопроцентную надежность, ведь противогазов у парламентариев не было.

Каждый офицер, принимавший участие в операции, знал заранее, с какого места и какого депутата он возьмет под руки и вынесет из зала. На улице их поджидали бы комфортабельные автобусы. Борис Николаевич утвердил план без колебаний.

28 марта началось голосование по импичменту. Каждые пять минут Барсуков докладывал о результатах подсчета голосов… Но Указ зачитывать не пришлось. Примерно за час до объявления результатов голосования мы уже знали их. Тогда Михаил Иванович позвонил Президенту и сообщил:

—Импичмента не будет.

Ельцин сказал:

—Надо службу заканчивать. Пусть они там еще побесятся, поголосуют, повыступают .»

За импичмент было подано 617 голосов (60%), в то время как для принятия решения требовалось 689 (2/3 от числа депутатов). Очередной раунд борьбы сопровождался безуспешной попыткой отзыва с поста председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова.

После провала голосования о смещении Президента Съезд все же назначил на 25 апреля референдум по четырем вопросам:

Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?

Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?

Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?

Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

Конституционный суд установил, что по первым двум вопросам референдума, имеющим нравственно-оценочный и политический характер, для принятия положительного решения требуется большинство голосов от числа проголосовавших. Положительное решение по третьему и четвертому вопросам, носившее конституционный характер, должно было быть принято большинством от общего числа избирателей.

Референдум состоялся, и участие в нем приняли около 64% избирателей. За доверие Президенту высказались 58,7% от числа участвовавших в голосовании. За одобрение социально-экономической политики — 53%. Предложения о досрочном прекращении полномочий Президента и депутатов не прошли. Жители России требовали от власти продолжения работы и поиска компромисса.

1 мая, когда итоги референдума еще не были подведены, в Москве произошло столкновение колонны демонстрантов, во главе которой шли лидеры КПРФ, с ОМОНом. Погиб офицер милиции, среди демонстрантов были раненые. «Кровавый май» стал зловещим предзнаменованием нового обострения кризиса.

Президент Б.Н. Ельцин расценил итоги референдума как свой политический выигрыш и подтверждение большей легитимности Президента, чем Съезда народных депутатов. Он пытался разрешить продолжающийся конфликт путем конституционной реформы. Сразу же после референдума процесс подготовки новой Конституции начал активно форсироваться Президентом и правительством.

Страницы: 1 2 3 4

Изменение тактики
Петр I ликвидировал раздробленность центрального управления, создал четкую систему командования всем русским войском. Главная черта этой системы – сочетание строгой централизации управления с частной инициативой командиров всех уровней. Русские войска XVII века не привыкли к полевым сражениям, предпочитая отсиживаться за стенами крепос ...

Национализм в политической жизни России в 90-х годах 20 века – начале 21 века. Возрождение националистический взглядов после распада СССР
Распад СССР изменил расстановку политических сил в мире, перед Россией и другими государствами появилась проблема их будущего, их самоопределения в мировом сообществе. В 90-е годы Россия переживала подъем националистических настроений. Деятельность русских националистических группировок и организаций, черносотенные издания начинают пол ...

Историография
Степень изученности выбранной темы не может считаться достаточной. Несмотря на большое количество литературы о Тихомирове, содержащей порой прямо противоположные оценки, до сих пор отсутствует анализ этой литературы. Те работы, и те новые источники, которые вышли за последние 15 лет, нуждаются в анализе. Их обилие обосновывает необходим ...