Первые князья

Выжить наши далекие предки могли, только создав довольно прочную военную организацию, с помощью которой можно было отстоять свою независимость.

Славяне в 6 веке жили в условиях военной демократии, поэтому воинами у них были все взрослые мужчины. Важные вопросы решались на собрании племен, или племенном вече. Большим уважением пользовались советы старейшин и князья – воеводы.

В мирное время роль воеводы в жизни племени могла быть и не очень велика, ведь дружинников кормили их сородичи, но в случае военного нападения, особенно если удавалось захватить богатую добычу, значение воеводы и его соратников неизмеримо возрастало. Воины, становившиеся членами дружины, подчинялись уже не родовому старейшине, а воеводе.

Всего одно успешное сражение давало богатые трофеи вождю и его дружине.

В 7-8 веках византийские историки часто упоминают об опустошительных набегах славянских дружин на земли империи. Вначале 9 века новгородский князь Бравлин штурмом взял город Сурож – византийскую колонию в Крыму. Другой новгородский воевода Вадим Храбрый долго вел войну с варягами, совершавшими набеги на новгородские земли.

В 862 году произошло событие, вошедшее во все русские летописи и до сих пор вызывающее споры многих учёных – историков: «Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть».

Но вражда между племенами вспыхнула с новой силой. «И встал род на род, - пишет летописец, - и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой».

Война, которой не было видно конца, не устраивала никого, поэтому для поддержания порядка, а может, и для защиты от случайных набегов тех же варягов старейшины ильменских словен, кривичей и соседних племён решили пригласить к себе князя и дружину со стороны. Племена знали по опыту, что мир, возможен только тогда, когда все живущие вместе составляют один род, с одним общим родоначальником. Они хотят восстановить единство, хотят, чтоб все роды соединились под одним общим старшиною, князем, который ко всем родам был бы одинаков. Чего можно было достичь только тогда, когда этот старшина, князь, не принадлежал бы ни к одному роду, был бы из чужого рода. Они призывали князя, не имея возможности с этим племенем соединять какое-либо другое новое значение, кроме значения родоначальника, старшего в роде.

Из этого значения князя уяснится круг его власти, его отношения к призвавшим племенам. Князь должен был княжить и владеть в буквальном смысле. Он должен думать и заботиться о своём владении, как старшина о своём роде, думать о строе земском, о ратях, об уставе земском. Вождь на войне, он был судьею во время мира; он наказывал преступников; его двор – место суда, его слуги – исполнители судебных приговоров; всякая перемена, всякий новый устав проистекал от него. «И пошли за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

На это предложение откликнулись три брата – варяга: Рюрик, Синеус и Трувор. Они пришли на новгородские земли и стали первыми русскими князьями: Рюрик правил в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор – в Изборске. Отношения между князьями и племенами устанавливались не вдруг, но постепенно, у одних племен прежде, у других после: прежде у племен, участвовавших в призвании князя, после у племен, подчинившихся позднее преемникам Рюрика.

В 879 году Рюрик умер. Его сын Игорь был ещё слишком мал, поэтому власть в Новгороде принял родственник Рюрика – Олег. В 882 году он собрал большое войско и двинулся вниз по Днепру. Города Смоленск, Полоцк, Любеч и другие признали его власть. Хитростью захватив Киев, Олег объединил огромную территорию. У простого народа Олег не пользовался любовью. Однако именно при нём Киев стал называться «матерью городов русских», а Русь выступила как единое государство.

Первая встреча
В 1206 году в далеких местах на реке Ононе собрались вожди кочевых племен, где провозгласили своим верховным вождем Темучина – одного из удачливых степных вожаков и нарекли его Чингисханом. Этот курултай сыграл трагическую роль в судьбе всей Древней Руси. Чингисхан силой объединил под своей рукой всех монголов, некоторые соседние племен ...

Афинская демократия.
По своему политическому устройству, структуре государственных рганов греческие полисы 5-4 вв. до н.э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, а отражало существенные различия в ...

Внешняя политика Президента Б.Н. Ельцина
Финал «холодной войны». Вооруженные конфликты на территории СНГ Конец «холодной войны» и распад СССР означали кардинальное изменение глобальной расстановки сил. На протяжении 40 лет мир был биполярным, его организующим принципом было противостояние США и СССР. Советский Союз исчез — каким же будет новый мир? Россия, провозгласившая се ...