Желябов А.И.
Страница 1

Желябов, Андрей Иванович (1851–1881) – русский революционер, деятель народнического движения, член Исполнительного комитета «Народной воли». Носил партийные клички «Борис», «Тарас».

Родился 17 (29) августа 1851 в с. Николаевка Феодосийского у. Таврической губ. в семье крепостного дворового усадьбы Султановка в одном из крымских сел, грамоте был обучен дедом по псалтыри. В 1860 был отдан помещиком в Керченское уездное училище (позже – гимназию), которое окончил в 1869 с серебряной медалью. В гимназии прочел роман Н.Г.Чернышевского Что делать?, который, по его словам, сформировал его идейные убеждения. В 1869 поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. Убежденный, что «история движется ужасно медленно, надо ее подталкивать», возглавил студенческие выступления против одного из консерваторов-преподавателей (проф. Богишича), за что был в 1871 отчислен из университета и выслан из Одессы.

В 1872 женился на дочери сахарозаводчика Яхненко, чьи предприятия были расположены в Тираспольском у. Херсонской губ. У них родился сын, после чего Желябов, вероятно, по просьбе друзей, был восстановлен в университете, но жить с семьей не стал. Вторично исключенный с 3-го курса, он переехал в 1872 в Киев, жил случайными уроками в Городище Киевской губ., где установил связь с революционными кругами Киева и с деятелями украинской либерально-буржуазной культурно-просветительской организации украинской интеллигенции «Громада».

В 1873 вновь оказался в Одессе, где вошел в кружок Ф.В. Волковского – одного из южнороссийских народников, поддерживавших связь со столичным кружком «чайковцев» (Н.В. Чайковского). Вел пропаганду среди рабочих и интеллигенции. В сентябре 1874 арестован, освобожден под залог, продолжал нелегальную деятельность («Жил на средства из фонда для освобождения народа», – сказал он позже на одном из судов над ним).

В 1873–1874 стал участником первого «хождения в народ». 18 октября 1878 вновь арестован и судим по «Процессу 193-х». Оправданный в январе 1879, окончательно перешел на нелегальное положение, переехал в Подольскую губ., где продолжал вести пропаганду среди крестьян. По словам товарища по организации народников, О.С. Любатовича, к тому времени он «возмужал умственно и физически… все существо его было проникнуто каким-то радостным светом и великой надеждой»; этой надеждой была вера в необходимость борьбы с правительством методами террора во имя „народного счастья"».

В июне 1879 Желябов принял участие в воронежском съезде народников, где его приняли в организацию «Земля и воля», активно отстаивал тактику террора, что способствовало расколу организации на сторонников этого метода борьбы (они образовали чуть позже «Народную волю») и противников (создали организацию «Черный передел»). На липецком съезде политиков-террористов, состоявшемся сразу после воронежского, Желябов пришел к выводу, что террор есть «средство исключительное, героическое, но зато и самое действительное». С августа 1879 – главный организатор и идейный вдохновитель санкт-петербургской организации «Народная воля» (которую он лично именовал партией), защитник террористического направления ее деятельности. Полагал, однако, что «захватывать власть можно лишь с тем, чтобы передать ее в руки народа» (свидетельство М.Ф. Фроленко). В то время в нем проявились задатки народного трибуна: «приятный и сильный голос», предельная «ясность, горячность, порывистость речи».

Страницы: 1 2 3

Крестьянство
Социальная структура крестьянства не претерпела кардинальных изменений. Общей тенденцией для всех групп крестьян был рост прямых и косвенных повинностей и уменьшение земельных наделов. Этот процесс коснулся не только, частновладельческих, но и королевских (государственных) крестьян. При этом, как правило, барщина во многих имениях уже ...

Ликвидация ханской власти
Административно-политическими реформами царизм ликвидировал традиционную систему управления, открыл широкие возможности для заселения казахского края русскими переселенцами, вытесняя кочевников на малопригодные земли. Получив бесконтрольную власть над большей частью населения, Россия расширила колонизаторскую политику почти во всех сфера ...

Гендерный подход в военной антропологии
В богатейшую историю нашей страны женщины вписали немало ярких страниц. «Они сражались за Русь святую, в том числе на поле Куликовом, появлялись и в других сражениях, но это были единицы, к тому же свой полк скрывали под мужским костюмом и мужской фамилией».[7] Лишь в середине ХIX века был получен опыт привлечения женщин на театр военн ...