Афинская демократия.

По своему политическому устройству, структуре государственных рганов греческие полисы 5-4 вв. до н.э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, а отражало существенные различия в социально-экономических в отношениях, сложившихся внутри этих полисов.

Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства.

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины 5 в. до н.э. до середины 4 в. до н.э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона.

Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений между классами, социальными группами, в том числе и между отдельными людьми. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующих античную общину. Кроме граждан в античном обществе находились многочисленные рабы, которые составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина.

Достижением греческой политической мысли и полисного миро – воззрения была выработка понятия "гражданин".

Греческий гражданин – это личность, наделенная некоторыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах – низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18-летнего возраста после проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание. Это воспитание проводилось под руководством специальных учителей – софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

После окончания занятий учителя отчитывались о своей деятельности в Народном собрании. Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей.

К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т.е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту и отечественных богов, на защиту и покровительство афинских законов.

Продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

Фашизм - идеология человеконенавистничества
По мнению многих ученых, нацизм нужно рассматривать, прежде всего, как явление, противопоставившее себя христианству. Взгляд на деяния гитлеровской верхушки именно с этой точки зрения позволяет не только заново осмыслить "историю болезни "Германии "коричневой чумой", но и по-иному увидеть многие события второй мирово ...

Обострение классовой борьбы
Большой остроты достигли в 4 в. до н.э. противоречия внутри полисного коллектива, вызванные имущественным и социальным расслоением в среде граждан. В Афинах удалось сгладить остроту социального недовольства. В целях ослабления напряженности проводилась политика материальной поддержки беднейших граждан: была введена плата за посещение Н ...

Влияние православной церкви на возвышение Москвы.
Важным успехом московского князя было то, что он приобрел своему стольному городу значение церковной столицы Руси. И в этом приобретении ему помогло географическое положение города Москвы. Татарским разгромом окончательно опустошена была старинная Киевская Русь. пустевшая с половины 12 в. Вслед за населением на север ушел и высший иерар ...