Образовательные программы НПО ((начальное
профессиональное образование) в первой половине ХХ векаСтраница 3
Содержание учебно-воспитательной работы в тех школах, где работали передовые учителя, изменилось уже в течение первого года после Октябрьской революции. На уроках истории давалось научное освещение событий. При изучении литературы много внимания уделялось знакомству учащихся с произведениями лучших русских писателей; учащиеся писали об этих произведениях рефераты, которые читались и обсуждались в классе.Преподавание математики, физики, химии значительно расширилось, приобрело более живой характер. Учителя стремились связывать даваемые по этим предметам знания с техникой, сопровождать уроки лабораторными занятиями, экскурсиями и работой на пришкольных участках. Эти стремления, однако, не всегда удавалось провести в жизнь вследствие недостаточного оборудования школ.
Изменилась идейная направленность преподавания общественных наук, сообщались сведения по политической экономии, истории революционного движения и социализма. Детям говорили о защите молодой Советской республики от внешних и внутренних врагов, о героических подвигах Красной Армии.
Передовые учителя обращали большое внимание на воспитание детей в духе коллективизма, на трудовое воспитание. Многим городским и сельским школам были отведены пришкольные участки, которые обрабатывались силами учащихся; получаемые продукты шли на школьные завтраки.Некоторым школам удалось создать хорошие мастерские (столярные, слесарные, переплетные и др.), в которых велись уроки труда, ремонтировалась и изготовлялась школьная мебель, учебные принадлежности.
В школах городов и сел дети стали заниматься гимнастикой, спортом, знакомиться с искусством. Физическому и эстетическому воспитанию впервые стали уделять большое внимание в сельских школах. Школы становились центрами культурно-просветительной работы на селе. Делались первые попытки в области политехнизации школы.
В годы гражданской войны советские учителя и учащиеся внесли посильный вклад в дело защиты молодой республики от иностранных интервентов и белогвардейцев: некоторые учителя вступили в ряды Красной гвардии и партизан; школьники заготавливали белье для воинов Красной Армии, оказывали помощь семьям красноармейцев в обработке земли, для чего организовывались дружины из учащихся. Решающую роль в этом сыграли первые школьные комсомольские организации.[11]
В 1918 году Отдел реформы школы Наркомпроса разработал и разослал на места «Материалы для образовательной работы школы». Это были программно-методические материалы, имевшие рекомендательный характер.
Местные отделы народного образования и объединения учителей разрабатывали учебные планы и программы с краеведческим уклоном. Эта программно-методическая работа будила творческую мысль, призывала интересоваться опытом лучших учителей.
В школах стали создаваться ученические организации, которые участвовали в переустройстве школы на новых началах, в общеполезной работе, проводили культурные мероприятия среди населения и т. д. Застрельщиками этих начинаний были комсомольцы и юные коммунисты.Советская школа в первые годы ее строительства имела огромные достижения в осуществлении подлинно демократических, гуманных и научных принципов организации, содержания и методов учебно-воспитательной работы с учащимися.
Наряду с большими достижениями в советской школе имелись и некоторые недостатки: отсутствие обязательных учебных планов и программ, что затрудняло работу учителей; в преподавании некоторых предметов в разных классах был ненужный концентризм, отсутствовали переводные экзамены, были отменены домашние работы учащихся.
Методы изучения летописи
Методы изучения истории летописания, примененные Шахматовым, легли в основу современной текстологии.Восстановление летописных сводов, предшествовавших «Повести временных лет», принадлежит к увлекательнейшим страницам филологической науки. Так, например, в начале списков Новгородской первой летописи (кроме Новгородской первой по Синодальн ...
Рекрутские наборы
В 1699-1700 гг. Петр I провел централизованный набор рекрутов для пехоты, что явись предпосылкой окончательного перехода к рекрутской системе (введенной в 1705 году). Новая система комплектования армии явилась закономерным итогом развития национальных особенностей русского военного искусства. Ее появление было исторически подготовлено н ...
Ханская власть в условиях колонизации
В середине XVIII в. в Центральной Азии произошли серьезные перемены. Усиление колониальной направленности политики царизма осложнило внутриполитическую обстановку в Казахстане, проявлявшуюся в различных формах неповиновения старшин ханам.
В 1756 г. был издан царский указ, запрещавший казахам в зимнее время перегонять скот на правый бер ...
