Первый этап консервативного творчества Л.А. Тихомирова
Страница 2

История » Общественно-политические взгляды Л.А. Тихомирова (конец 1880-х – 1910-е годы) » Первый этап консервативного творчества Л.А. Тихомирова

Итак, можно сказать, что рабочий вопрос был для Тихомирова достаточно важной темой. Об этом говорят его работы в газетах «Русское обозрение» и «Московские ведомости», а так же труд «Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос». Можно заметить, что рабочий вопрос Тихомиров ставит на одну параллель с такими важными для него и актуальными в то время проблемами как – проблема государственного устройства и религиозно-духовного воспитания. Необходимо так же заметить, что в реализации программы по рабочему вопросу Лев Александрович добился наибольших успехов.

На страницах своих научно-публицистических работ Тихомиров часто затрагивал социальную тематику. Он высоко оценивал значение русских общины и артели, видя в них главную возможность самобытного развития русских рабочих и крестьян. В отличие от предлагаемых либералами и левыми радикалами планов объединения рабочих в тред-юнионы по западноевропейскому образцу Тихомиров выдвигает идею сплочения и развития, рабочих путем создания рабочих общин. «Рабочие союзы, — писал он, — должны были бы явиться у нас не узкопрофессионально экономическим учреждением, но некоторой общиной, объединяющей фабрично-заводских рабочих во всех главных отраслях их нужд»[21]. Крестьянин, являясь в город из своей деревни, попадал как бы в ту же привычную ему общину, но только более развитую, считал Тихомиров. Эта цель не заключает в себе ничего революционного, она не требует какого-либо переворота в России, только, наоборот, требует доработки. Лев Александрович Тихомиров создал собственную оригинальную концепцию социального устройства в основе, которой лежало объединение каждого социального страта в отдельную группу-корпорацию. Будущее рабочее сословие Тихомиров видел в составе особых общин. А цель рабочих союзов состояла в том, чтобы послужить постепенным переходом в рабочие общины. По мнению Тихомирова, рабочие общины должны находиться в постоянной связи с сельскими крестьянскими общинами для совместного устройства в деревне хороших приютов для «нуждающихся в воздухе, отдыхе и поправке»[22]. В сельские общины можно устраивать вдов и сирот городских рабочих и, наконец, направлять их самих на заслуженный отдых. «Такая связь городских рабочих с деревенскими собратьями усилит независимость городских рабочих .»[23]

Народ же в тихомировской концепции представлялся в виде сложного конгломерата социальных групп, - сословий, корпораций и других - каждое из которых защищает свои определенные интересы, часто противоположные интересам других сословий или корпораций. Единственной силой, которая способна привести все эти до известной степени противоречивые устремления к общему знаменателю, является государство. При этом оно должно иметь дело не с разрозненной массой, а с организованной в профессиональные организации, то есть, корпорации. Таким образом, роль государства как объединяющего и примиряющего все эти интересы субстанта для достижения общей благой цели – процветания нации становится необходимой. В связи с этим особая роль отводилась монархической Верховной власти, не зависящей от отдельных классов или сословий, а потому способной проводить независимую от них внутреннюю политику.

В своей публицистике Лев Александрович Лев Александрович рассматривал многие актуальные проблемы современности. В работе «Критика демократии» Тихомиров высказывает своё мнение по поводу такого актуального явления в начале XX века, как терроризм. Он развенчивает революционную теорию оправдания террора как средства. Тихомиров уверен, что как идея политической борьбы терроризм либо бессилен( если средств низвергнуть правительство нет), либо- излишен (если есть средства). Он подчеркивал, что подобное действие дезорганизует не правительство, а самих террористов. Их Тихомиров называет «ничтожным меньшинством», даже не пытающимся вступить в открытое противостояние, «отщепенцами всех сословий». Также Л.А. Тихомиров не признаёт их аппеляцию к «естественному праву», которое не позволяет убийство; и к «воле народа», который в действительности никакой власти никогда не просил. Терроризм по мнению Тихомирова- разбой, а не реформаторство, «где реформатор должен стоять нравственно и умственно выше среды, в которую приносит свет»

Страницы: 1 2 3

Откуда мы знаем о динозаврах
Всё, что остаётся от жившего когда-то динозавра и сохраняется в земле миллионы лет, — это кости и зубы. Если повезёт, то удаётся найти отпечатки кожи. Восстановить мускулатуру и внутренние органы динозавров помогают учёным знания о современных птицах и рептилиях. Некоторые сведения можно почерпнуть, исследуя отпечатки лап динозавров. И ...

Курс Президента В.В. Путина на консолидацию общества
31 декабря 1999 г. первый Президент России Б.Н. Ельцин в предновогоднем обращении к гражданам страны сообщил о своем решении досрочно уйти в отставку. В эмоциональном выступлении он подвел итоги своего правления. Досрочные выборы Президента России были назначены на 26 марта 2000 г. Исполняющим обязанности Президента стал Владимир Путин ...

Афинская демократия.
По своему политическому устройству, структуре государственных рганов греческие полисы 5-4 вв. до н.э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, а отражало существенные различия в ...