Переход Л. А. Тихомирова из рядов революционеров в стан консерваторов
Страница 4

История » Общественно-политические взгляды Л.А. Тихомирова (конец 1880-х – 1910-е годы) » Переход Л. А. Тихомирова из рядов революционеров в стан консерваторов

После возвращения в Россию Тихомирову пришлось преодолевать неизбежное недоверие по отношению к его поступку. Он тяжело переживал обвинения в неискренности, хотя, еще находясь за границей, предвидел возможность подобного настороженного отношения. Друг юности, соратник Тихомирова народоволец С. Синегуб посвятил ему небезынтересные здесь строки: www.cultworld.ru

«Теперь главу склонивши долу

Вошел в языческий ты храм

И воскуряешь произволу

Благоговейно фимиам»[11]

.

Уникальность духовного опыта Тихомирова заключалась в том, что он пришел к вере через революционную деятельность. Неудивительно поэтому преуменьшение исторической роли такого события в советской историографии. Ведь в какой-то степени это был венец победы реакции Александра III над революцией, которая еще долго не могла оправиться. Его примеру возвращения в Россию последовало 10 человек. Нравственный переворот Льва Тихомирова был глубоко личным обретением новой реальности Бога и Родины. Здесь истоки того, что в своей последующем творчестве на первое место он ставил интересы личности и всегда считал, что целью жизни общества и целью человеческой историй может быть только то, что способно стать целью жизни отдельной личности. Значение же тихомировской эволюции было оценено только после 1917-го, когда сбылось слишком многое из того, о чем он с таким отчаяньем предупреждал. Вспоминаются слова Энгельса. В отличии от русских революционеров он и не думал сомневаться в искренности раскаяния Тихомирова. Напротив, заговорил о шовинизме.

Причин обращения Тихомирова в новую идеологии было много. Еще точнее сказать, что они сошлись все вместе. Это и упадок «Народной воли» и кружковый, если не сектантский дух русской революционной эмиграции, не всегда обаятельно смотревшейся на фоне нереволюционных кругов, которые на удивление оказались во Франции. Это и наблюдения за французским парламентаризмом, подтачившие сам принцип «Народной воли». «Все, что мой ум вырабатывал самостоятельно, давно боролось с принятыми на веру идеями революции».[12]

Существует несколько точек зрения по поводу ренегатства Тихомирова:

1)Тихомиров не был борцом, в его измене народовольчество ни при чем.

По мнению В. Фигнер подобный отход от идеологии связан психическими отклонениями личности, не способной пережить идейную драму, после распада организации: «Рассмотрение всей жизни Тихомирова доказывает, что это был человек безвольный и бесхарактерный: поддавался влияниям, которые одинаково могли поднимать его на высоты и опускать в низины» [13]

2) Ренегатство – отражение упадка «Народной Воли» и торжества реакции в России 1880-х гг., а сам Тихомиров всего лишь «герой политического безвременья». Такой точки зрения придерживался Г.В. Плеханов а так же личные враги, например, Н.А.Морозов – «конкурент» в редакции печатного органа «Народной Воли» «слишком террористические» статьи которого Тихомиров обыкновенно не пропускал в печать и находящиеся на тот момент «в силе» вожди эмиграции, которые сделали все от них зависящее, чтобы не допустить молодежь последовать за Тихомировым

Все сошлось вместе, чтобы поставить перед революционером один единственный вопрос - важна ли ещё для него та идея ради которой он пережил столько лишений, в которую так верил и за которую боролся?!

Поступок Тихомирова типичен еще и в ином смысле. Начался процесс мучительного возвращения интеллигенции, переболевшей западными идеями, на Родину. И это в то время, когда народ, в свою очередь, только входит в курс западных идей, во вкус западного просвещения. Чего стоило в то время вернуться в Россию, «перестать быть революционером»? «Меня несомненно предадут анафеме, обзовут изменником, ренегатом, проделают много пошлого, банального, чего не делают, например, с Достоевским, громадная гениальность которого затыкает рты»[14] писал Л.А. Тихомиров. В 1889 году Тихомиров возвращается в Россию в самом счастливом подъеме творческих сил, окрыленный самыми светлыми стремлениями. В целом нужно сказать, что правые круги отнюдь не приняли его с распростертыми объятьями. В чем его только не подозревали. Чего стоило в то время «вернуться в Россию», «перестать быть революционером»?

Итак, можно говорить о том, что изменение идейных ориентиров Тихомирова не было внезапностью. Процесс переосмысления реальности происходящего шёл постепенно, в течении нескольких лет. Со стороны Тихомирова это был логичный шаг, не только с точки зрения разума, но и по воле души и сознания.

Вернувшись на Родину, Тихомиров заводит множество знакомых в правых кругах. Влиятельные лица в правящих кругах пророчили Тихомирову стать помощником князя В.П. Мещерского в «Гражданине». Но Лев Александрович сомневался на этот счёт, да и К. П. Победоносцев, оценив его способности по заслугам, рекомендовал Тихомирова редакции «Московских ведомостей» - «вполне русской, единственно патриотической и самого надёжного направления газете». В сентябре 1890 года Тихомиров становится штатным сотрудником этого издания, на страницах которого печатал статьи по социально-экономическим, политическим вопросам, а также «обличал» либеральную прессу, выискивая в ней крамолу в духе М.Н. Каткова. Но «Московские ведомости» не стали для Тихомирова «подлинно своим изданием», так как редактор бесцеремонно обращался с его статьями, добавляя «банально-благонамеренные» и бранные выражения. Потому Тихомиров и ушёл в «Русское обозрение»- орган, способный стать центром сплочения всех истинно национальных сил. За девять лет существования этой газеты (с 1890 по1898гг.) Тихомиров опубликовал на её страницах большое число рецензий и статей, многие из которых имели даже программный характер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Последствия Исламской революции. Современный Иран
Исламская революция 1979 года под руководством аятоллы Хомейни в корне изменила уклад жизни иранцев. Несмотря на то, что в XX веке шахи династии Пехлеви превращали Иран в светское государство, ориентированное на Запад, а позже на Соединенные Штаты Америки, но все-таки Иран стал исламской республикой. Исламская революция для Ирана означа ...

Взаимоотношения с государством
До сих пор государство фактически административно включало часть благотворительного сектора в механизм осуществления своей социальной политики. Причем это не приводило в повышению эффективности бюджетных расходов, а лишь позволяло обойти ограничения в управлении бюджетными средствами или восполнить скудость бюджетного финансирования. В ...

Подвиг советских людей в тылу врага
Красная Армия в боевых действиях против немецко-фашистских войск находила активную поддержку населения оккупированных районов. Советские люди на захваченной врагом земле не склонили головы, не покорились. Борьба миллионов советских патриотов во вражеском тылу явилась важным вкладом в историческую победу нашего народа. Эта борьба велась ...