Историография
Страница 1

Степень изученности выбранной темы не может считаться достаточной. Несмотря на большое количество литературы о Тихомирове, содержащей порой прямо противоположные оценки, до сих пор отсутствует анализ этой литературы. Те работы, и те новые источники, которые вышли за последние 15 лет, нуждаются в анализе. Их обилие обосновывает необходимость подробной рубрикации библиографии.

Литературу, использованную для работы, можно разделить на три историографических периода: дореволюционный, советский и современный. Дореволюционная историография в основной массе представлена статьями и рецензиями и носит откровенно полемистичный, а не исследовательский характер. Диапазон трактовок Тихомирова довольно широк. В революционно-демократической прессе («Речь»,»Искра») его оценивали как «реакционера», в идейно близких ему кругах как «сторонника этического монархизма»,а черносотенная пресса называла его «изменником».

Очень ярким выразителем мнения левого крыла о Тихомирове был Г.В. Плеханов («Избранные философские произведения» том 1 М.,1956г.) Его статья- «Новый защитник самодержавия или горе господина Тихомирова»- это ответ на брошюру Льва Александровича « Почему я перестал быть революционером»(3 марта 1888 года). Плеханов уличает его в незнании русской истории и неправильном понимании революционной идеи. Причины эволюции взглядов Тихомирова он усматривает в реакционных элементах самих народнических доктрин, связанных с неверной трактовкой роли крестьянской общины в экономическом процессе.

Второй этап историографии удобно разделить на три временных отрезка. Первый приходится на 1920-1930е гг. Он связан со становлением марксистского подхода в изучении российской истории и стремлением молодой советской науки изучать революционное движение. На первом месте – интерес к личности Тихомирова.

Главный вопрос, который затрагивался тогда - «причины ренегатства Тихомирова.

В этот период востребованным оказался мемуарный пласт его наследия, главным образом, дневники, относящиеся к монархическому периоду его деятельности, что на долгие годы обусловило интерес исследователей к биографии и идейной эволюции Тихомирова. Поскольку теоретические работы Тихомирова, написанные им после 1888г., замалчивались, нельзя говорить о полноценном изучении творчества мыслителя в этот период. Его главное значение – накопление источников

Выделяется здесь позиция Веры Фигнер, познакомиться с которой можно в предисловии к «Воспоминаниям»(1927г) Тихомирова. Она рассуждает о тех скрытых причинах, которые предопределили переход Льва Александровича в стан консерваторов. Её статья наполнена фатализмом и анализом психологического состояния Тихомирова.

Вопрос ренегатства так же был затронут в статьях С.Н. Валка («Пролетарская революция»1927 №8-9) и Б.И. Николаевского («Каторга и ссылка»1928 №1). Учёные дают характеристику «Воспоминаниям» Тихомирова, их историчности. Их оценки Льва Александровича как учёного и сторонника консервативной идеологии слишком категоричны, иногда даже грубы.

1940-1960-е гг. - время некоторого затишья, связанный со сталинским вето на изучение народовольства. Так как ренегатство Тихомирова компрометировало революционное движение, отдельные вопросы, связанные с эволюцией его взглядов, не изучались.

Страницы: 1 2 3 4

Внешняя политика России во второй половине XIX века
Основные направления и общий характер внешней политики России во второй половине 19 века во многом определялось событиями середины столетия - поражением в крымской войне. После завершения войны перед Россией встала сложнейшая задача выходы из изоляции, поиска союзников, восстановление своего перста на международной арене. Сразу после за ...

Условия содержания политических ссыльных
Количество ссыльных поляков в Олонецкой губернии дошло до 300 человек, сюда же выслано было 700 семей кавказских горцев. Из-за большого количества людей, не хватало места в домах и острогах. Началась серьезная борьба революционеров и самодержавной властью. В шестидесятых городах девятнадцатого столетия правительство издает циркуляцию ...

Реформа церкви и ликвидация патриашерства.
Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь. В 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, согласно которому была проведена коренная церковная реформа, устранявшая автономию церкви и полностью подчинявшая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью создана специальная Духовная коллегия, преобразов ...