Индийско-пакистанские отношения в ходе проведения первой административно-территориальной реформы
Страница 2

История » Становление индийской государственности в постколониальный период » Индийско-пакистанские отношения в ходе проведения первой административно-территориальной реформы

31 декабря 1947 года Индия передала вопрос о Кашмире на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Была образована Комиссия ООН по Кашмиру, в которой представители англо-американского блока заняли позицию углубления индо-пакистанских противоречий. Весной 1948 года военные действия были прекращены, и с 1 января 1949 года вступило в силу соглашение о прекращении огня. Еще осенью 1947 года после отречения от престола правителя Кашмира, его наследник, получивший пост главы государства в бывшем княжестве, подписал соглашение о присоединении Джамму и Кашмира к Индии, которое, однако, предоставляло новой провинции особую автономию и оставляло открытым окончательное решение вопроса о будущем статусе Кашмира. События в Кашмире и Хайдарабаде способствовали усилению напряженности в отношениях между двумя основными религиозными общинами – индусов и мусульман. Раздел Индии на два доминиона и установление границ новых государств сопровождались массовым переселением индусов и сикхов из Пакистана в Индию, а мусульман – в Пакистан. Эти массовые передвижения населения охватили в основном пограничные районы обоих государств. Из внутренних районов Индии в Пакистан выехали в основном лишь представители имущей верхушки торгово-промышленной буржуазии. Массовое переселение индусского и мусульманского населения вызвало резкое обострение индусско-мусульманской розни в обоих доминионах. Грабежи, разрушение жилищ беженцев, массовые убийства стали повседневным явлением. В ответ на зверства, чинившиеся религиозными фанатиками в Западном Пенджабе в отношении беженцев – индусов и сикхов, в Раджастхане, в Дели начались мусульманские погромы, распространившиеся на Бихар и некоторые другие районы Индии.

Ганди, поборник индусско-мусульманского единства, глубоко переживал происходившее. В знак протеста против мусульманских погромов он объявил голодовку. Позиция Ганди вызвала глубокое недовольство в среде индусских шовинистских кругов, группировавшихся вокруг партии Хинду маха сабха в близкой к ней военизированной религиозной организации «Раштрия сваям севак сангх». Реакционные «руги не устраивала не только позиция Ганди по проблеме индусско-мусульманских отношений, но и известная радикализация его общественно-политических взглядов, которая произошла в 40-е годы. В обстановке разгула религиозно-шовинистической пропаганды член Хинцу члаха сабха 30 января 1948 года совершил на Ганди покушение, в результате которого он скончался. Убийство Ганди вызвало всеобщее возмущенно в Индии. Общественное мнение потребовало запрещения индусских религиозно-общинных организаций. В некоторых местах произошли убийства членов этих организаций. Правительство запретило деятельность Раштрия сваям севак сангха, а Хияду маха сабха была вынуждена заявить, что прекращает политическую деятельность и переходит к культурно-просветительной работе. В ходе трагических событий января 1948 года, завершившихся гибелью национального лидера, «отца индийской нации» М.К. Ганди, был нанесен серьезный удар по позициям индусского коммунализма в стране.

Наряду с укреплением государственного суверенитета вторая важнейшая задача заключалась в преодолении экономических последствий расчленения страны на два доминиона. Таким образом, фактический раздел между двумя новыми доминионами был проведен в соответствии с «Планом 3 июня», известным также как План Маунтбаттена. Граница между Индией и Пакистаном была определена на основании отчёта британской правительственной комиссии и первоначально называлась «линия Редклиффа». Пакистан возник как два не соединённых друг с другом анклава – Восточный Пакистан и Западный Пакистан, между которыми лежала Индия. Пакистан был образован из территорий, населённых преимущественно мусульманами, а Индия – преимущественно индусами. И для того, то бы закрепить за собой роль верховного атрибута на Индостанском полуострове, английские правящие круги при поддержке американских империалистов спровоцировали многочисленные конфликты между Индией и Пакистаном. Таким образом, как Индийский союз, так и Пакистан по существу, как и прежде фактически оставались колониями.

Страницы: 1 2 

Реформы Столыпина. Направление, итоги и значение аграрной реформы
С аграрной реформой этого периода русской истории тесно связано имя Петра Аркадьевича Столыпина, который и был, по существу, главным руководителем, организатором и исполнителем всех преобразований в области сельского хозяйства и землепользования. Так, Ерофеев Б.В. считает, что по своей глубине, масштабности, системности, содержательнос ...

Желябов А.И.
Желябов, Андрей Иванович (1851–1881) – русский революционер, деятель народнического движения, член Исполнительного комитета «Народной воли». Носил партийные клички «Борис», «Тарас». Родился 17 (29) августа 1851 в с. Николаевка Феодосийского у. Таврической губ. в семье крепостного дворового усадьбы Султановка в одном из крымских сел, гр ...

Основные цели и принципы благотворительности
Цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права. Эта стратегическая цель благотворительной деятельности осуществляется через достижение опред ...