Принятие христианства в Болгарии. Церковная организация
Страница 3

История » Образование болгарского государства и народности » Принятие христианства в Болгарии. Церковная организация

Организатором движения стал поп Богомил, давший свое имя всей ереси. Богомилом была создана своя организация. Первую группу составляли близкие последователи Богомила - теоретики движения. Это были преимущественно духовные лица. Во вторую группу вошли сочувствующие новому учению. Сторонники еретиков появились как на селе, так и в городе. Официальная церковь не могла принять развиваемого богомилами учения о происхождении вселенной и человека, а также об устройстве государственной системы. Главным в учении богомилов была критика церкви, ее устройства и порядков, выступление против служителей церкви. Особенно яростно нападали богомилы на представителей высшего клира - епископов и митрополитов. Еретики выступали не только против официальной церкви, но и против светской власти и государства. Критика богатства и восхваление бедности занимали центральное место в их проповедях.

Главным источником для изучения истории этого еретического движения в Болгарии является современное ему сочинение пресвитера Козьмы “Беседа против богомилов”. Именно это сочинение рисует живую и полнокровную панораму происходящих событий и позволяет представить их характер.

Козьма повествует, что богомилы считают все земное созданием дьявола. И не только земное, “небо, солнце, звезды, воздух, землю, человека, церковь, кресты и все Божье отдают дьяволу. И вообще все, что находится на земле - одушевленное и неодушевленное, называют дьявольским.”. Более того, ругают богатых, учат своих не подчиняться господам своим, ненавидят царя, ругают старейшин, укоряют боляр, думают, что те неугодны Богу, когда работают на царя. И каждому слуге приказывают не работать на своих господ”. Козьма пресвитер пытается и весьма удачно определяет истоки еретического движения в стране. Богомильство, по его мнению, вызвала и испорченность нравов болгарской церкви. “Откуда, - вопрошает он, - приходят эти волки, злые псы - еретические учения? Не от лености ли и невежества паствы? Пастырей? Как будет проповедовать слово Божье невежда, не знающий закона, часто поставленный законодателем за мзду? Священники пьют, грабят, тайно совершают другие плохие дела и нет никого, кто бы воспрепятствовал этим плохим делам. Нередко живут в лености”.

Распространение богомильства весьма заботило не только церковную, но и светскую власть. Дважды обращался царь Петр за советами по поводу появившейся ереси к константинопольскому патриарху Феофилакту. Гонения на еретиков начались сразу же после возникновения движения в 20-е гг. Х в. Но официальная церковь с трудом справлялась со своими духовными противниками , невзирая на то, что богомилы преследовались и изгонялись, а книги их сжигались. Притягательное для всех недовольных учение богомилов имело длительную судьбу, долгое время распространялось в Болгарии (вплоть до XV в.). Это еретическое движение встречаем далеко за пределами страны - в Византии, Сербии и особенно Боснии.

Отягощенная еретическими движениями и переживающая трудности болгарская церковь была по статусу автономной и свободной в решении своих дел. Сильнейший удар был нанесен ей в 1018 г., когда Болгария вплоть до 1186 г. попала под власть Византии. Болгарская патриархия была уничтожена. Церковь возглавил архиепископ, местом пребывания которого стал г. Охрид. Несмотря на то, что византийский император Василий II своими грамотами подтвердил автономию болгарской церкви, лишь первый болгарский архиепископ был болгарином,, затем высший церковный пост в Болгарии в пору византийского владычества занимали только греки.

После освобождения Болгарии от власти Византии в конце 80-х гг. XII в. в стране длительное время продолжались поиски путей укрепления болгарской церкви. Один из болгарских царей - Калоян попытался даже заключить унию с католической церковью (1204 г.), добиваясь признания патриаршего достоинства за главой болгарской церкви. Но уния продержалась краткое время. Начавшийся IV крестовый поход и борьба болгар против крестоносцев (1205), поддерживаемых главой католической церкви, сделали унию невозможной. Патриархию в Болгарии удалось восстановить лишь в 1235 г. в результате победоносных войн царя Ивана Асеня II с Византией. На этот раз это была Тырновская патриархия, деятельность которой оборвалась в связи с завоеванием Болгарии турками-османами в конце XIV в. История средневековой болгарской церкви свидетельствует о том, что ориентируясь на византийский церковный опыт, болгарская церковь стремилась к самостоятельности и независимости от духовного опыта Византии. Широкие права по отношению к болгарской церкви имели ее светские верховные правители. По повелению князей Болгарии в стране созывались церковные Соборы, сооружались церкви и монастыри, рукополагались церковнослужители. Подчинение болгарской церкви светской власти наложило печать особенности на структуру и деятельность ее церковнослужителей. Постоянное влияние на жизнь болгарской церкви оказывало постоянное соперничество с соседней Византийской империей.

Страницы: 1 2 3 

Царь Федор Борисович Годунов
Фёдор родился в Москве, сын Бориса Фёдоровича Годунова и его жены Марии Григорьевны, дочери Малюты Скуратова. Незадолго до рождения Фёдора его отец стал фактическим единовластным правителем государства. Федор был полный телом, очень сильный, румяный и черноглазый юноша, от природы одаренный умом и способностями. Борис Годунов, сам не им ...

Мюнхенский сговор. Путь к развитию второй мировой войны
Нацистское руководство считало, что австрийский кризис сформировал благоприятные для целей Германии тенденции в системе международных отношений. 18 марта 1938 г. в речи, произнесенной в рейхстаге, не называя прямо Чехословакию, Гитлер заявил, что не допустит, чтобы "подвергались угнетению" миллионные массы немцев, расположенн ...

Италия после первой мировой войны
В ходе первой мировой войны в мае 1915 г. Италия примкнула к Антанте, рассчитывая осуществить широкую программу аннексий. Война стимулировала экономическое развитие, вызвав значительный рост тяжелой промышленности, химической и энергетической отраслей. Процесс концентрации промышленности ускорил рост монополий и сращивание их с государс ...