Опричнина (1565-1572гг.)
Страница 1

Внутриполитическая ситуация накануне опричнины.

Введению опричнины предшествовал ряд событий, обостривших ситуацию в стране:

1. смерть царицы Анастасии и падение Избранной Рады (1560г.);

2. неудачи в Ливонской войне; успешные набеги крымских татар (1564г.);

3. усиление репрессий, направленных против боярской аристократии;

4. конфискация земель и переселение последнего князя Владимира Старицкого;

5. бегство князя Курбского в Литву (1564г.).

Главную причину неудач своей политики Иван IV видел в изменах и мятежах феодальной знати. Он был уверен в необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к которой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В этих условиях Иван IV пошел на установление режима террора. В декабре 1564г. царь с семьей после долгого путешествия по монастырям остановился в Александровской слободе (современный г. Александров во Владимирской области). Он уехал из Москвы, захватив при этом из Кремля наиболее почитаемые иконы и религиозные святыни. Из слободы царь отправил в столицу два послания. Первое было адресовано митрополиту Александру и Боярской Думе. В нем Иван IV объявлял, что он положит гнев свой на богомольцев своих, архиепископов, епископов и все духовенство, на бояр, окольничих, дворецкого, казначея, конюшего, дьяков, детей боярских, приказных людей. Припоминал злоупотребления, расхищение казны и убытки причиняли они государству во время его малолетства. Жаловался, что бояре и воеводы разобрали себе, своим родственникам и друзьям государевы земли, собрали себе великие богатства, поместья, вотчины. Не радеют о государе и государстве, притесняют христиан, убегают со службы, а когда царь, сказано было в грамоте, захочет своих бояр, дворян, служивых и приказных людей наказать, архиепископы и епископы заступаются за виновных. Они за одно с боярами, дворянами и приказными людьми покрывают их перед государем. Поэтому государь от великой жалости не захочет, более терпеть их изменных дел и поехал, поселиться там, где его Господь Бог наставит. Второе письмо предназначалось посадским людям. Сообщая о решении отказаться от власти, царь заверял горожан, что к ним у него нет претензий, в отличие от изменников бояр. Эти послания настроили простой народ против знати. Разумеется, что это был всего лишь политический маневр. Это был тонко рассчитанный ход: московский люд тут же потребовал, чтобы бояре уговорили царя вернуться, угрожая, что иначе сами их истребят. Умело, играя, на чувствах своих подданных, Иван IV заставил их несколько раз униженно просить его вернуться в Москву. А когда, наконец, согласился, то поставил свои условия:

1. Предоставить царю право внесудебной расправы над любыми

" изменниками ";

2. Выделить опричнину - личный удел царя;

3. Набрать для царя особое войско из тысячи избранных бояр и дворян.

Сущность опричнины.

В январе1565г. с введением опричнины начался передел страны. Территория государства была разделена на две части: опричные земли, доходы с которых поступали в государеву казну и шли на содержание царского двора и опричного войска и земли, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной.

Владельцы вотчин в земщине, попавшие в опалу, теряли свои земли, которые включались в опричнину и отдавались на разграбление опричникам.

В опричнину вошли наиболее плодородные земли с развитым земледелием, наиболее богатые поморские города и города с большими посадами, то есть лучшая половина страны. В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владельцы были " выведены" в окрестные районы, где получили земли на основе поместного права. За Время опричнины было выселено множество людей. Страдала не только знать, но и простой люд. Земщина напоминала захваченное государство, отданное на разграбление победителям, и должна была выплатить царю 100 000 рублей на обустройство нового порядка. Земщиной управлял боярский совет во главе с Бельским, Мстиславским и другими боярами, и только в особых случаях земские обращались к государю.

Иван Грозный оставил Кремль и переехал в Александровскую слободу. Здесь выстроили дворец, окруженный валом и рвом. На подъездах стояла стража, не пропуская никого без особого разрешения царя. В слободе жили и царские любимцы: Басмановы, Вяземский, Скуратов, Грязнов, здесь находился весь царский двор и правительство. В России одновременно оказалось два правительства со всеми службами и приказами и с разной казной, причем земское правительство подчинялось опричному.

Страницы: 1 2 3

Либеральная теология
Богословское сочинение «Христианская вера» («Der Christliche Glaube», 1822) представляет переработку читанного им в берлинском университете курса теологии. Здесь в основе религиозности лежит чувство абсолютной зависимости. Это чувство и является стимулом богопознания. Богословские концепции и даже догматы не принадлежат к подлинной сущн ...

Крестьянский банк – орудие столыпинской «реформы»
Одним из важнейших рычагов столыпинской аграрной политики стал Крестьянский поземельный банк. Созданный еще в 80-х годах для перепродажи крестьянам помещичьих земель, банк искусственно взвинчивал цены на землю и обеспечивал помещикам огромные барыши. Дворянский характер деятельности банка нисколько не изменился и после указа 9 ноября. Н ...

Свастичные символы. Их связь с национализмом
Раньше фильмы про Великую Отечественную войну были черно-белые, и многие не подозревали, что фашистский флаг красного цвета. Его узнавали по свастике. Фашистская свастика олицетворяет все беды страшной войны для целых поколений. Этот символ известен с древнейших времен. Ученые установили, что он появился еще в эпоху верхнего палеолита. ...