Заключение
Страница 1

Вопрос о происхождении Древнерусского государства всегда питал научный интерес, а вопрос о роли варягов в создании государства славян стал темой многочисленных научных трудов.

Исследуемая тема полна противоречий: дело в том, что единственный письменный источник, коим стала Повесть Временных лет, был создан намного позднее, чем зародилась Древнерусская государственность. Следовательно, изучая ПВЛ, многие историки ставили под сомнение указываемые факты. Учёные, занимавшиеся изучением начального периода отечественной истории, сформулировали две теории образования государства, основанные на данных ПВЛ. Первая теория, известная как норманнская, говорит о том, что государство обязано своим возникновением призванным славянами варягам, а сами славяне, являясь полудикими племенами, создать его не могли. Вторая теория, приверженцы которой называли себя антинорманистами, считали, что славяне по уровню своего общественного развития уже были близки к созданию государства. Таким образом возник вопрос о роли варягов в русской истории.

Взгляды на эту проблему менялись, что было обусловлено господством той или иной идеологии в стране. Удивительно, что оценки эти были практически противоположны друг другу.

В настоящее время проблема варягов в русской историографии всё ещё существует.

В данной работе в соответствии с поставленными целями были рассмотрены труды наиболее известных историков причём из троих рассмотренных авторов двое являются сторонниками норманнской теории столетия и их видение проблемы варягов. Автор исследования обратил также внимание и на содержание самого источника, дающее повод для споров и неоднозначной трактовки. В частности были рассмотрены те главы, которые характеризуют уровень жизни племён славянских и варяжских до их призвания в качестве князей.

Подводя итоги проделанной работы можно сделать ряд выводов:

- мнения учёных-историков по проблеме призвания варягов являются прямо противоположными, они по-разному характеризуют уровень жизни славянских племён до призвания варягов, и считают его крайне низким.

- в вопросе о территориальной и этнической принадлежности, занятиях варягов они сходятся, считая их племенами – жителями Балтийского моря, основными занятиями которых были мореходство и военное дело.

- говоря о происхождении термина «Русь», от которого было названо наше государство, историки вновь расходятся во мнениях.

- если взять во внимание факт, из троих рассмотренных авторов двое являются сторонниками норманнской теории, можно заключить, что в XIX столетии эта теория была господствующей.

Несмотря на довольно большую изученность данной темы, остается еще много материала для работы, данная проблема ещё может быть рассмотрена с разных точек зрения.

[1] Историография, С.119

[2] там же, с.120

[3] там же, с.128

[4] там же, с.123

[5] Заичкин, Почкаев/ Русская история. Популярный очерк IX- серединаXVII вв. М:Мысль, 1992.- С.21

[6] там же, с.22

[7] там же, с.23

[8] Гудзий Н.К. Хрестоматия по древнерусской литературе. - М:Просвещение,1973, с.4

[9] там же, с.4

[10] Творогов с.6

[11] Гудзий Н.К. Хрестоматия по древнерусской литературе. - М:Просвещение,1973, с.6

[12] там же, с.6

Страницы: 1 2

Никита Павловец – сын Ивана Ерофеева. Детство и начало творческой деятельности
Образ отца часто возникал в памяти Никиты, когда того не было рядом. Он всегда видел его сгорбленную спину над большими и малыми досками, которым под рукой мастера суждено было становиться святынями. Слева от иконописца лежали бумажные листы прописей с изображениями святых, а справа – кисти в поставце и множество горшочков с разведенным ...

История благотворительности
На Руси организованная благотворительность как общественная система помощи, появляется с принятием христианства, с основанием первых монастырей. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижни ...

Симон Ушаков и его роль в жизни Никиты Павловца
Впервые Никита Павловец наблюдал за работой Симона Ушакова в палате Иконописного терема, где Симон Ушаков наносил острой серебряной палочкой на отбеленную сторону доски рисунок будущей иконы, изредка бросая взгляды на развешенные по стенам прописи. Проходили часы, и Никита с глубоким поклоном принимал цку, переживая сильное волнение от ...