Повесть временных лет – основной источник изучения истории Древнерусского
государства.Страница 1
Начало летописания на Руси относится к очень древнему времени. Но до нас не дошли древнейшие летописные своды, возникшие, по всей вероятности, ещё в первой половине XI века. Наиболее ранним из дошедших до нас сводов является Повесть Временных Лет (ПВЛ), относящийся к началу XII века, и доводящий изложение событий до 10-х годов этого века. Этот свод известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 года и Ипатьевский 20-х годов XV века[8].
Поскольку летопись вобрала в большом количестве материал сказаний, повестей и легенд, она представляет огромный интерес для историка. В ней нашли отражение устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях[9].
Однако если брать во внимание факт, что летописец жил на 150 -200 лет позже, чем происходили описываемые им события, то в его изложении истории многое становится спорным. Например, даты, указанные летописцем, могут в действительности не соответствовать исторической реальности; они могли быть проставлены на основании каких-то неточных выкладок и расчётов[10].
Авторство свода также является спорным вопросом. Возможно, он составлялся в течение длительного времени несколькими поколениями хронистов, а затем сведён воедино одним редактором. Либо всё же он был составлен одним человеком в течение его жизни на основе каких-то устных или иностранных письменных источников. По наиболее распространенной версии создателем ПВЛ был монах-летописец Киево-Печерского монастыря Нестор, и датируется завершение его труда 1113 годом.
Мы не станем подробно останавливаться на этих спорах, а, взяв всё же содержание летописного свода за основной источник, рассмотрим в нём главы о жизни русских племён и о призвании князей – варягов, т.е. те главы, содержание которых и стало поводом возникновения многочисленных научных споров и, следовательно, предметом нашего исследования.
Описывая русские племена, историк-летописец говорит, что их было великое множество, и расселялись они по Восточно – Европейской равнине: «И живяху в мире поляне, и деревляне, и северяне, и радимичи, вятичи и хорвате. Дулебы живяху по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидяху по Днестру, приседяху к Дунаеви…множество их: седяху бо по Днестру Оли (вплоть) до моря, и суть гради их и до сего дне[11]».
Все славянские племена «имяху бо обычаи свои, и законы отец своих и преданья, каждо свой нрав[12]»: « поляне бо своих отец обычай имуть кротокь и итх, и стыденье к снохам своим и к сестрам, к матерям и к родителем своим…брачный обычай имяху… А древляне живяху звериньским образом, живуще скотсьски: убиваху друг друга, ядяху всё нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху уводы девица… и радимичи, и вятичи, и северяне один обычай имяху: живяху в лесех, якоже и всякий зверь, ядуще всё нечисто, и срамословье в них пред отци и пред снохами[13]…»
Непосредственно из этих слов летописца можно делать выводы о том уровне жизни, который был присущ славянам. Он выглядит достаточно примитивным в плане общественного устройства, отношения между сородичами внутри каждого славянского рода регламентированы обычаями и законами, сложившимися на данной территории. Племена отличаются друг от друга и нравами, и обычаями, и характером, и живут разрозненно. Однако все они «живяху в мире».
В этой же летописи мы встречаем упоминания о том, что у славян были города. Например, новгородцы упоминаются под 859 годом, а самым первым городом был Киев. Можно сделать вывод о том, что городов к тому времени, т.е. к середине IX века было уже немало, и иноземцы называли славян «страной городов» - Гардариком. Правда, следует иметь в виду, что тогда слово «город» означало, прежде всего, поселение, обнесённое земляным валом, рвом, тыном или засекой, и далеко не все эти укреплённые поселения становились потом действительно городами[14].
Почему же эти племена решают обратиться к варягам с просьбой прийти и править ими? Ведь, если верить ранее изложенным Нестором данным, у славян уже существует общественное устройство. Летопись по этому поводу говорит следующее: « в лето 6367 имаху дань варязи из заморья на чюди и словенех, на мери и веси, на кривичей…[15]», т.е. ильменские славяне, кривичи, чудь, меря и весь платили дань своим соседям, видимо более сильным и воинственным. Сообщается также, что поляне, северяне и вятичи платили дань хазарам. То есть, славянские племена находились в зависимости от своих соседей, и выражалась она, прежде всего в уплате славянами дани. За что славяне отдавали эту дань? Скорее всего, они считали её уплату неоправданной, поскольку решили от неё отказаться.
По данным ПВЛ, в 862 году северные племена решили избавиться от варяжской зависимости, прогнать их со своей земли и жить своими прежними порядками, однако это у них не получилось: начались междоусобицы и войны: «В лето 6370 изгнаша варяги за море, и не Даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бы в них правды, и встал род на род, и быша в них усобицы, и воевати почаша сами на ся[16]» В этих условиях славяне пошли к варягам и попросили их прийти к ним и править: «И реша сами в себе: поищем соби князя, иже бы володел нами и судил по праву. И идоша за море к варягом, к Руси; сице бо звахуся варязи русь, яко же друзии зовутся свие (шведы), друзии же урмане (норманны), англяне (норманны, захватившие в XI веке Англию), друзии готе (готы), тако и си. Реша Руси чюдь и словене, и кривичи и вси «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да и поидете княжить и володети нами»[17].
Царствование Бориса Годунова
Путь к трону для Годунова был нелегким. В удельном городе Угличе подрастал наследник престола Дмитрий, сын шестой жены Ивана Грозного. 15 мая 1591г. царевич при невыясненных обстоятельствах погиб. Официальное расследование проводил боярин В. И. Шуйский. Стараясь угодить Годунову, он свел причины случившегося к «небрежению» Нагих, в резу ...
Духовные лидеры. Патриарх Иов (1589 – 1605)
Родом из посадских людей города Старицы, он рано стал подвизаться в Старицком Успенском монастыре, где прошли детство и юность будущего патриарха. Главной его страстью было чтение церковных книг и освоение в совершенстве литургии. Как первый чтец и певец, понравился в 1556 Ивану Грозному и был возведен в сан архимандрита. В 1571 году – ...
Первая встреча
В 1206 году в далеких местах на реке Ононе собрались вожди кочевых племен, где провозгласили своим верховным вождем Темучина – одного из удачливых степных вожаков и нарекли его Чингисханом. Этот курултай сыграл трагическую роль в судьбе всей Древней Руси. Чингисхан силой объединил под своей рукой всех монголов, некоторые соседние племен ...