Введение
Страница 2

На страницах журнала «Преподавание истории в школе» в период с 1960 по 1979 гг. публиковалось множество исследований, посвященных выработке системы методов и методических приемов обучения, направленных на повышение качества исторического образования. Этим вопросом занимались И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и Гора П.В.[11].

В связи с переходом к преподаванию истории по новым программам возникла необходимость издания новых учебников, соответствовавших требованиям к подготовке учеников. Практически в каждом номере журнала «Преподавание истории в школе» публиковались результаты обсуждения материалов «О требованиях к учебникам…», был так же объявлен конкурс на лучший учебник. «От создания учебника, - отметил П.С. Лейбенгруб, - многое зависит в нашем историческом образовании»[12].

Внимание уделялось так же применению специальных средств, с помощью которых можно было повысить эффективность изучения истории (использование радио и телевидения на уроках, применение наглядных средств – художественных произведений, карикатур, фотографий). Таким образом, спектр изучавшихся в 60-70-е гг. вопросов был значителен.

При анализе перечисленной литературы учитывались особенности периода ее создания, влияние идеологического диктата партии и государства на ее содержание и выявлялись действительные поиски учителей того времени.

Работ, посвященных анализу специфики реализации традиций обучения истории 60-70-х гг. в современной школе практически нет, что подчеркивает актуальность данной работы. Некоторые авторы, например Богусловский М.В., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Гиреева Л.Д. в своих работах представляют общий обзор развития методики преподавания истории в советский период и приводят примеры достижений учителей того времени. Вместе с тем они не заостряют внимание на особенностях накопленного опыта и особенностях его реализации сегодня[13].

Цель данного исследования – определить особенности применения некоторых форм, методов и приемов обучения истории, использовавшихся в 60-70-х гг. ХХ в., в современной школе.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ научной литературы по поставленной проблеме.

2. Рассмотреть особенности образовательной политики правительства в 60-70-х гг.

3. Проанализировать педагогическое творчество учителей того времени.

4. Выяснить особенности применения некоторых форм, методов и приемов обучения истории в школьной практике 60-70-х гг.

5. Разработать возможные варианты применения опыта, накопленного в 60-70-х гг., в современной школе с учетом новейших рекомендаций к организации обучения истории.

Исходя из этого объектом данного исследования являются те формы, приемы и методы организации учебных занятий, которые внедрялись в 60-70-е гг.; а именно семинарские занятия, проблемный и исследовательский методы преподавания истории, коллективные и индивидуальные формы работы учащихся на уроках, приемы работы с историческими источниками. Предметом исследования являются особенности применения форм, методов, и приемов преподавания истории в 60-70-х гг. в современной школе.

Особенность данного исследования состоит в том, что в нем была сделана попытка более подробно рассмотреть особенности применения проблемного метода, проведения семинарских занятий, использования источникового материала при изучении истории в 60-70-е гг. и предложить варианты применения их сегодня.

Проведенный анализ литературы позволяет выдвинуть рабочую гипотезу: опыт, накопленный в 60-70-е гг. ХХ в., имеет сегодня определенную ценность и может быть применим в современной школе, но его необходимо соотносить с новейшими требованиями, предъявляемыми к учебному процессу.

В связи с поставленной гипотезой особое значение имел выбор методологической базы работы. Теоретической основой изучения проблемы в данной работе стала идея о существующей преемственности между различными этапами развития отечественной методики преподавания истории. Так же необходимо подчеркнуть значимость каждого периода, выявления его наследия, что важно в новые времена, когда меняется отношение к изучаемым предметам, а история в этом плане наиболее подвержена изменениям[14]. Другой важной основой построения исследования стала идея зависимости развития методики преподавания истории от развития общества и государства. Современная методика развивается в соответствии с идеями гуманизма, плюрализма. Господствующая в советском обществе марксистская философия и методология утратили свое монопольное положение. Сегодня внимание профессиональных историков привлекают новые теоретические подходы – цивилизационный, культорологический, антропологический, а так же цивилизационная парадигма в целом. Поэтому перед современными учителями стоят задачи несколько отличные от тех, которые ставили советские педагоги. Исходя из этого опыт предшествующих поколений должен переоцениваться.

Страницы: 1 2 3

Новое политическое мышление, теоретические основы, практические шаги.
В апреле 1985 г. руководителем страны стал М.С. Горбачев. В качестве государственной им была выдвину­та концепция «нового политического мышления». Концепция основывалась на новом осмыслении ХХ века. Суть концепции сводилась к следующему. Вся предшествующая история развития человечества представ­ляет собой историю развития отдельных реги ...

Деятельность Валуева на посту министра внутренних дел
23 апреля 1861 г., Валуев был назначен управляющим министерством внутренних дел, а в конце того же года утвержден в этой должности. В бытность Валуева на посту министра внутренних дел хотелось бы отметить проведение двух наиболее важных реформ, в которых сам Валуев принимал деятельное участие: земская реформа(1864) и цензурная реформа(1 ...

Театр и музыка
Во второй половине XVII в. на Украине дальнейшее распространение получил кукольный театр-вертеп. Как правило, представления показывали во время ярмарок и базаров. Действующими лицами были герои любимых народных сказок, легенд, песен. Необыкновенную популярность у зрителей имел образ запорожца — защитника обездоленных масс. В Киевском к ...