Мероприятия политического и военного руководства страны по укреплению обороны и совершенствованию вооруженных сил
Страница 3

История » Строительство Вооруженных Сил СССР в межвоенный период » Мероприятия политического и военного руководства страны по укреплению обороны и совершенствованию вооруженных сил

Проведение основных мероприятий по строительству Вооружённых Сил Советского государства создало условия для разработки, утверждения и закрепления в практике подготовки войск и штабов новых взглядов на ведение наступательных операций, совершенствования способов и форм вооружённой борьбы. С начала 30-х годов в основу наступательной стратегии РККА была положена концепция "глубокой операции", предусматривавшая массированное применение танков, авиации, артиллерии и воздушных десантов для нанесения поражения группировкам противника на всю глубину их построения и достижения в короткие сроки стратегических (оперативных, тактических) результатов. Основы новой теории разрабатывались и уточнялись вплоть до начала Великой Отечественной войны и нашли отражение в указаниях и инструкциях по глубокому бою (1933, 1934, 1935 гг.), в проектах Наставления по вождению высших соединений РККА (1935 г.), Наставления по ведению операций (1935 г.), Наставления по операции вторжения (1934 г.) и в Полевых уставах (1936, 1939, 1941 гг.). Основные положения теории глубокой операции были проверены в ходе крупных учений и манёвров войск Белорусского (1934, 1935, 1936 гг.), Киевского (1935 г.) и Московского (1936, 1937 гг.) военных округов, а также при проведении первой и второй (1936, 1937 гг.) военно-стратегических игр Генерального штаба РККА.

Начатый процесс технического перевооружения Вооружённых Сил, совершенствования организационно-штатной структуры войск, развития способов и форм вооружённой борьбы был продолжен в ходе выполнения второго пятилетнего плана военного строительства (1933 - 1937 гг.), согласно которому намечалось завершить техническую реконструкцию РККА и закрепить за ней техническое превосходство над армиями соседних капиталистических государств. Это должно было дать СССР возможность отразить нападение коалиции капиталистических государств, осуществить целый ряд одновременных и последовательных сокрушительных ударов, нанести поражение противнику.

В целом к концу 30-х годов уровень технической оснащённости Вооружённых Сил заметно возрос. В Сухопутных войсках в 1939 г. по сравнению с 1930 г. количество артиллерии увеличилось в 7 раз, а противотанковой и танковой - в 70 раз. Количество танков с 1934 по 1939 гг. возросло в 2,5 раза.

Всего на 1 января 1939 г. на вооружении Красной Армии находилось 77 тыс. пулемётов и 45 790 артиллерийских орудий. К концу второй пятилетки в армии насчитывалось 15 тыс. танков, из них около 12 тыс. основных образцов. В Военно-Воздушных Силах в 1939 г. количество самолётов по сравнению с 1930 г. увеличилось в 6,5 раза. Массово поступали скоростные манёвренные истребители И-14, И-15, И-15 бис, И-16, ИП-1, ИП-4, тяжёлые бомбардировщики ТБ-4, ДБ-3, фронтовые скоростные бомбардировщики СБ и штурмовики ТШ-3, которые по скорости и высоте полёта в 1,5-2 раза превосходили прежние самолёты и были лучшими в мире. К началу 1939 г. Военно-Воздушные Силы имели в своём составе 3 армии, 38 бригад и 115 полков. Изменилось соотношение родов авиации: если в конце 20-х годов в наших ВВС преобладали разведывательные самолёты (82%), то теперь пальму первенства имели бомбардировщики, штурмовики и истребители.

В 1934-1938 гг. (время перехода от смешанной системы военного строительства к кадровой системе) численность армии и флота постоянно росла. Если в 1936 г. Вооружённые Силы СССР насчитывали 1 100 тыс. человек, то на 31 августа 1939 г. эта цифра увеличилась до более чем 2 млн. Большое значение для развития Вооружённых Сил имел "Закон о всеобщей воинской обязанности" 1939 г., который определял основные принципы и нормы строительства единых Вооружённых Сил Советского государства. Этот закон юридически закрепил переход на кадровую систему устройства, послужил правовой основой существенного наращивания боеспособности армии, увеличения её численности, экстерриториального комплектования личного состава.

Не стояли на месте в своём развитии и органы военного управления: в июне 1934 г. постановлением ЦИК и СНК СССР ликвидируется РВС - Коллегия Наркомата по военным и морским делам, а сам наркомат преобразуется в Народный комиссариат обороны СССР. В сентябре 1935 г. штаб РККА в связи со значительным повышением его роли в организации обороны страны преобразуется в Генеральный штаб РККА - качественно новый орган, на который возлагались задачи организации обороны страны, планирования развития вооружённых сил, руководства мобилизационной работой. Поиск оптимальной организационной структуры Генерального штаба для полного его соответствия возложенным на него задачам, а также наиболее целесообразного разделения функций между ним и Наркоматом обороны продолжался на протяжении всей второй половины 30-х - начала 40-х годов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Генрих фон Зибель и малогерманцы
Историки малогерманской школы оказали широкую идеологическую поддержку войне Гогенцоллернов против монархии Габсбургов в 1866 г. Это выразилось, прежде всего, в создании легенды о «национальной миссии» Гогенцоллернов, изображавшей их политику как осуществление во все времена национально-государственных интересов. Основа легенды была зал ...

Упадок Греции и подчинение ее Македонией в 4 веке до н.э.. Войны между греческими городами-государствами
Господствовать в Греции стремились не только афиняне, но и спартанцы. Еще при жизни Перикла соперничество Афин и Спарты привело к войне между ними. В Пелопоннесской войне, начавшейся в 431 году до н.э., участвовали почти все города-государства Греции: одни - на стороне Афин, другие - на стороне Спарты. Продолжалась война почти 30 лет и ...

Предпосылки Земской реформы
Местное самоуправление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, административно-судебную и политическую власть над своими крестьянами. На губернском уровне главным лицом в системе местного ...