Земская, городская, судебная, военная реформы, реформы просвещения.
Страница 4

История » Буржуазные реформы второй половины XIX в. » Земская, городская, судебная, военная реформы, реформы просвещения.

Деятельность Столыпина началась в качественно новых для России политических условиях, созданных революцией 1905 г. Впервые в своей истории самодержавие вынуждено было сосуще­ствовать с представительной Государственной Думой, которая к тому же оказалась радикальной. Так депутаты I Думы от кресть­ян, составившие внушительную фракцию трудовиков (97 мест из 509), выдвинули для обсуждения аграрный проект, в основе которого было требование конфискации помещичьих земель и национализации всей земли, что подорвало бы основы россий­ского самодержавия.

Основным положением реформы Столыпина стало разру­шение общины. Для этого была сделана ставка на развитие в деревне личной Крестьянской собственности путем наделения крестьян правом выхода из общины и создания хутора, отруба. Важный момент реформы: община разрушалась, а помещичья собственность на землю сохранялась в неприкосновенности. Разрушить общину должна была и другая мера, предложен­ная Столыпиным: переселение крестьян. Смысл этой акции был двоякий. Социально-экономическая цель — это получение земельного фонда, и, прежде всего в центральных районах России, где малоземелье у крестьян затрудняло создание хуторских хо­зяйств и отрубов. Кроме того, это давало возможность освоения новых территорий, то есть дальнейшего развития капитализма, хотя и ориентировало его на экстенсивный путь. Политическая цель состояла в намерении разрядить социальную напряжен­ность в центре страны. Основные районы переселения — это Сибирь, Средняя Азия, Северный Кавказ, Казахстан. Правительство выделяло переселенцам средства на проезд, обустройство на новом месте, но практика показала, что их явно не хватало.

Но это означает, что не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый слой крестьян-собственников. Таким образом, реформа не удалась ни в экономической, ни в политической части. Правда, сегодня некоторые публици­сты говорят, что она имела обнадеживающие перспективы, и ссылаются при этом на имевший место прирост товарного хле­ба, некоторое улучшение положения в русской деревне в годы проведения реформы. Однако не были решены проблемы малоземелья и безземелья, аграрного перенаселения, то есть причины социальной напряженности в деревне сохранялись.

Аграрная реформа П.А. Столыпина, а также намечаемые им другие социальные реформы были последней из ряда попыток социальной модернизации России перед революциями 1917 г. Как и прежде, капиталистическая направленность реформы ограничивалась, делалось все возможное для сохранения поме­щичьего землевладения. Это все больше противоречило не только стремлению крестьян к демократическому решению аграрного вопроса путем ликвидации помещичьей собственно­сти на землю, но и интересам уже экономически правившего страной и начавшего оформляться в политические партии класса российских капиталистов.

Буржуазия все острее осознает необходимость получения политической власти для обеспечения развития предпринима­тельства. Свобода предпринимательства — это важнейшее ус­ловие развития капитализма. Среди лидеров буржуазии крепнет убеждение, что самодержавный режим с его феодальным осно­ванием, которое он всеми средствами пытается сохранить, не может обеспечить оптимальных условий экономической эво­люции страны по пути капитализма. Это один из исходных моментов растущей оппозиции российских буржуазных партий и участия их в февральской революции 1917 г.

Страницы: 1 2 3 4 

Генрих фон Зибель и малогерманцы
Историки малогерманской школы оказали широкую идеологическую поддержку войне Гогенцоллернов против монархии Габсбургов в 1866 г. Это выразилось, прежде всего, в создании легенды о «национальной миссии» Гогенцоллернов, изображавшей их политику как осуществление во все времена национально-государственных интересов. Основа легенды была зал ...

Философия религии
Философия религии в мировоззрении Шлейермахера имеет первенствующее значение. Первым сочинением, посвященным исследованию религии, были «Речи о религии, направленные к образованным людям, находящимся среди её недоброжелателей» (1799). Задачей этого сочинения было — показать, что религии принадлежит в душе человеческой совершенно самосто ...

Заключение:
Знание русского, английского, французского и арабских языков дало ему возможность, пользуясь российскими и иностранными литературными первоисточниками, выполнить анализ обширного исторического материала и подготовить ряд научных работ. Он также занимался вопросами образования и научно-исследовательской работой в области истории. В эти ...