Кризис организации труда

Наблюдалось нарастающее доминирование уравниловки в оплате труда. Если в 1946 г. соотношение между 10% трудящихся, что получили наивысшие, и 10%, что имели самые низкие заработки, составляло в 1:7,2, 1956 г. — 1:4,4, то в 1988 г. — 1:3,5. Следовательно, защитная функция заработной платы преобладала над стимулирующей, что не способствовало активизации человеческого фактора на производстве.

То есть неспособность существующей системы обеспечить эффективное, рациональное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала. Невзирая на то, что по вопросу НТР было принято 40 (!) постановлений ЦК КПСС, а в 1976—1980 гг. — почти 200 комплексных программ развития народного хозяйства: энергетическая, продовольственная, мелиоративная и тому подобное, кардинальных позитивных сдвигов не произошло.

Высокая интенсивность использования материальных, человеческих и финансовых ресурсов Украины в пределах общесоюзного хозяйственного комплекса была одним из факторов кризиса. Можно соглашаться или не соглашаться с утверждением американского экономиста Холланда Хантера, который констатирует, что «изъятие текущего дохода Украины и использования его в других регионах СССР составляет основную черту экономической истории Украины», можно также подвергать сомнениям обоснованность расчетов британского ученого Питера Вайлза, согласно которым Украина регулярно вносила в советский бюджет на 10% больше, чем получала из него. В то же время вполне очевидно, что в данный период постоянное смещение топливно-энергетического комплекса СССР на восток и рост удельного веса военных расходов требовал перекачивания из Украины значительной части финансовых, материальных и человеческих ресурсов.

Замедляющее прогресс действие упомянутых негативных долгосрочных тенденций в народном хозяйстве было присуще всем республикам Советского Союза. Однако Украина, кроме этого, имела и особенности собственного экономического развития, которые еще больше осложняли ситуацию в республике.

Законодательные и контрольные полномочия палаты общин. Законодательная деятельность
Парламент - высший законодательный орган страны. Верховная власть в области законодательства вверяется парламенту в целом. Это - "королева в парламенте", то есть королева и две палаты парламента. Это значит, что законопроекты, принятые обеими палатами парламента, становятся законами после их одобрения королевой. По существу, к ...

Государственная власть в средневековье
В данной главе рассматривается эволюция института управления государством в средние века, начиная с периода существования на территории современного Казахстана средневековых государственных объединений, включая период монгольских завоеваний, до периода образования и возвышения Казахского ханства. Следует отметить, что эволюция государст ...

Переход Л. А. Тихомирова из рядов революционеров в стан консерваторов
Жизнь и мировоззрение Льва Александровича Тихомирова стали в последние годы предметом изучения со стороны многих отечественных исследователей. Возможно, это связано с тем, что Тихомиров был нетипичным консерватором. Л.А.Тихомиров родился 19 января 1852 г. в семье военного врача. В 3 классе гимназии он уже зачитывается Писаревым, его «х ...