«Рельсовая война»

Одной из крупных партизанских операций является «Рельсовая война». План ее был разработан в Центральном штабе партизанского Движения; - 14 июля 1943 г. начальник ЦШПД издал приказ «О партизанской рельсовой войне на коммуникациях врага». Суть ее как крупномасштабной партизанской операции заключалась в том, чтобы массовым и одновременным разрушением рельсов дезорганизовать работу железнодорожного транспорта, сорвать снабжение войск противника и тем самым оказать существенную помощь наступающим советским войскам. Планировалось одновременно подорвать 213 160 рельсов. Для выполнения плана привлекались 167 партизанских бригад, отрядов и групп, действовавших в Белоруссии, Смоленской, Ленинградской, Калининской и Орловской областях. 3 августа 1943 г. тысячи партизан Белоруссии, Украины, Смоленской, Орловской, Ленинградской и Калининской областей вышли на основные коммуникации врага и за несколько часов подорвали более 42 тыс. рельсов, что составило 262 км одноколейного пути. Оккупационные власти были настолько ошеломлены и деморализованы, что в течение 3 суток почти не принимали мер к восстановлению железнодорожного пути. Рельсовые удары на дорогах врага стремительно разрастались от прифронтовой зоны в глубину оккупированной территории. К моменту завершения Курской битвы и переходу советских фронтов в общее Наступление партизаны разрушили 171 тыс. рельсов, или 1060 км железных дорог в пересчете на одну колею. Особенно мощному штурму подверглись самая прямая магистраль Брест - Калинковичи - Брянск, соединяющая Германию с фронтом, и рокада Невель – Орша – Унеча - Хутор Михайловский. На первой из них в августе было уничтожено около 28 тыс. рельсов, а на второй - более 13 тыс. «Рельсовая война» продолжалась весь август и первую половину сентября. Всего партизанами было перебито 214705 рельсов, что составило 1342 км пути в одну колею. В целом задача была перевыполнена. Много лет спустя Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал в своих воспоминаниях: «Победе советских войск под Белгородом, Орлом и Харьковом во многом способствовали партизаны, действовавшие в тылу противника. Особенно большую «Рельсовую войну» вели они в Белоруссии, Смоленской, Орловской областях и Приднепровье».

Реформы Иван Грозного
Вторая половина 16 века стала важным этапом в истории Русского государства. Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавший затем опричный террор – таковы основные вехи развития страны того времени. Иван Грозный – личность, неоднозначно оцениваемая, как современниками, так и историками наших дней. Иван рос в обстановке ...

Противостояние бандитизму
8 марта были оглашены результаты выборов Центрального Комитета партии. В числе избранных в ЦК был и Ф. Э. Дзержинский. Москву в те дни буквально терроризовали уголовные бандитствующие элементы. Они устраивали пьяные дебоши в общественных местах, совершали бандитские налеты на частные квартиры, среди бела дня раздевали и грабили людей на ...

Княжеская аристократия и боярство.
Опорой великого князя были бояре, составлявшие Боярскую думу. Слово «боярин» в узком смысле означало человека, получившего высший думный чин. В широком смысле боярином называли любого вотчинника. В последствии из этого слова родилось общее обозначение привилегированного землевладельца – барин. Русские бояре были гораздо теснее связаны с ...