«Рельсовая война»
Одной из крупных партизанских операций является «Рельсовая война». План ее был разработан в Центральном штабе партизанского Движения; - 14 июля 1943 г. начальник ЦШПД издал приказ «О партизанской рельсовой войне на коммуникациях врага». Суть ее как крупномасштабной партизанской операции заключалась в том, чтобы массовым и одновременным разрушением рельсов дезорганизовать работу железнодорожного транспорта, сорвать снабжение войск противника и тем самым оказать существенную помощь наступающим советским войскам. Планировалось одновременно подорвать 213 160 рельсов. Для выполнения плана привлекались 167 партизанских бригад, отрядов и групп, действовавших в Белоруссии, Смоленской, Ленинградской, Калининской и Орловской областях. 3 августа 1943 г. тысячи партизан Белоруссии, Украины, Смоленской, Орловской, Ленинградской и Калининской областей вышли на основные коммуникации врага и за несколько часов подорвали более 42 тыс. рельсов, что составило 262 км одноколейного пути. Оккупационные власти были настолько ошеломлены и деморализованы, что в течение 3 суток почти не принимали мер к восстановлению железнодорожного пути. Рельсовые удары на дорогах врага стремительно разрастались от прифронтовой зоны в глубину оккупированной территории. К моменту завершения Курской битвы и переходу советских фронтов в общее Наступление партизаны разрушили 171 тыс. рельсов, или 1060 км железных дорог в пересчете на одну колею. Особенно мощному штурму подверглись самая прямая магистраль Брест - Калинковичи - Брянск, соединяющая Германию с фронтом, и рокада Невель – Орша – Унеча - Хутор Михайловский. На первой из них в августе было уничтожено около 28 тыс. рельсов, а на второй - более 13 тыс. «Рельсовая война» продолжалась весь август и первую половину сентября. Всего партизанами было перебито 214705 рельсов, что составило 1342 км пути в одну колею. В целом задача была перевыполнена. Много лет спустя Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал в своих воспоминаниях: «Победе советских войск под Белгородом, Орлом и Харьковом во многом способствовали партизаны, действовавшие в тылу противника. Особенно большую «Рельсовую войну» вели они в Белоруссии, Смоленской, Орловской областях и Приднепровье».
Причины поражения и значение восстания декабристов
Главной причиной поражения явилось то, что намеченный план осуществить не удалось. Утром 14 декабря Булатов, Каховский и Якубович отказались от своих действий. Декабристам удалось повести за собой только 3 тысячи солдат лейб-гвардии Московского, лейб-гвардии Гренадерского полков и гвардейского морского экипажа. Они собрались на Сенатско ...
Битва
Левый фланг русского войска, на который должен был пасть основной удар татар, переходил в топкие берега Смолки, за левым флангом располагались резерв и засадный полк. Правый фланг был так же защищен болотистыми берегами Непрядвы, а так же тяжеловооруженной псковской и полоцкой конными дружинами. В центре – большой рати, были сведены все ...
Становление российского самодержавия.
«Могла угаснуть и последняя искра жизни; к счастью, не угасла: имя, бытие сохранилось; открылся только новый порядок вещей, горестный для человечества, особенно при первом взоре: дальнейшее наблюдение открывает и в самом зле причину блага, и в самом разрушении пользу целости». (Н.М. Карамзин об истории государства Российского). ...
