Крестьянское движение

Реформа 1861 г. и борьба крестьян России против её грабительского характера оказали большое влияние на аграрное движение в Молдавии. В период подготовки и проведения крестьянской реформы 60-80-х гг. в молдавской деревне обостряются классовые противоречия. Царане, резеши, государственные крестьяне выступали против помещиков и царского самодержавия. С 1861 по 1868 г. в крае произошло 46 крестьянских волнений, охвативших почти все уезды. Некоторые волнения подавлялись армией и полицейскими отрядами.

Крестьяне, проживавшие на помещичьих и монастырских землях, выступали против барщины и феодальных повинностей. Из всех уездов поступали сообщения, что царане отказываются отрабатывать барщину и вносить дижму (десятину). Отказ от феодальных повинностей был наиболее распространенной формой аграрного движения.

Царане, проживавшие на помещичьих землях, отрабатывали барщину и другие повинности по контрактам, заключенным на основании «Положения о царанах 1834 года», и «Нормальному контракту 1846 года». После издания «положения о царанах от 14 июля 1868 года» крестьяне стали заявлять, что прежние аграрные правила не имеют законной силы и они все освобождаются от барщины и дижмы. Царане захватывали землю помещиков, отказывались от выполнения барщины.

В 60-70-х гг. обостряется классовая борьба резешей. К 1871 году из 35 тыс. резешских сел было резешей-царан 23,2 тыс. (66,3%), других сословий – 9,2 тыс.(26,2%) и безземельных царан – 2,6 тыс.(7,5%). Значительная часть резешей находилась в более по сравнения с царанами и государственными крестьянами положении. Резеши требовали наделения их землёй, ограждения общины от захватов земли помещиками и зажиточными односельчанами.

В период проведения реформы (1868-1872) возникли новые формы крестьянской борьбы: отказ от заключений уставных грамот, в которых оговаривались условия наделения землёй, от выборов представителей в общественные учреждения, требование о дополнительном наделе. За указанные годы произошло более 87 крестьянских волнений, из которых 41 было подавлено войсками. В последующие годы крестьянское движение в крае не затихло.

Массовое крестьянское движение в Молдавии явилось составной частью общероссийского аграрного движения и было направлено против гнёта царского самодержавия и помещиков. Оно расчищала путь буржуазному развитию страны.

Духовные лидеры. Патриарх Иов (1589 – 1605)
Родом из посадских людей города Старицы, он рано стал подвизаться в Старицком Успенском монастыре, где прошли детство и юность будущего патриарха. Главной его страстью было чтение церковных книг и освоение в совершенстве литургии. Как первый чтец и певец, понравился в 1556 Ивану Грозному и был возведен в сан архимандрита. В 1571 году – ...

Оперативный псевдоним.
Андропов до последних своих дней оставался легендарной во всех смыслах личностью. Незадолго до смерти он открыл лечащему врачу Евгению Чазову страшный секрет: "Недавно мои люди вышли в Ростове на одного человека, который ездил по Северному Кавказу - местам, где я родился и где жили мои родители, и собирал о них сведения. Мою мать, ...

Государство и церковь
Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями – земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в решение вопросов внутренней и внешней политики страны. Крепнущее русское самодержавие не могло с ...