Усиление освободительной борьбы народных масс на Правобережье и западноукраинских землях. Семен Палий

История » Социально-экономическое развитие и политическое положение Украины в середине XVll века » Усиление освободительной борьбы народных масс на Правобережье и западноукраинских землях. Семен Палий

Захватв Правобережье, польские магнаты и шляхта усиливали социальное и национальное угнетение трудящихся масс. Крестьяне и рядовые казаки не повиновались феодалам. В 1663 г. вспыхнуло восстание крестьянско-казацких масс Паволочского полка. Вскоре освободительное движение охватило всю территорию Правобережной Украины — на Киевщине действовали отряды атаманов Ивана Сербина и Дацка Васильевича, на Подолии — Василия Дрозденко. Только при помощи регулярных войск королевскому правительству и его ставленникам из украинских феодалов удалось расправиться с повстанцами. В 80-е годы XVII в. территория правобережного Поднепровья, которая в результате агрессивных нападений турецких и татарских захватчиков была существенно опустошена, начала интенсивно заселяться. Здесь возникло несколько казацких полков, со временем ставших заметной силой в борьбе против польско-шляхетского господства.

Видная роль в организации и формировании полков принадлежала Семену Филипповичу Гурко (Палию). Родом с Левобережной Украины, он некоторое время находился на Запорожье. Принимал активное участие в походах казаков против Крымского ханства и султанской Турции, проявлял личный героизм. Став фастовским полковником, Семен Палий со своими соратниками и ближайшими помощниками Самуилом Ивановичем (Самусем), Андреем Абазиным, Захаром Искрой возглавил освободительное движение на Правобережной Украине.

Казацкие полки освободили большую территорию Киевщины и Подолии. В руках повстанцев находились города-крепости Фастов, Корсунь, Брацлав, Богуслав. Семен Палий стремился воссоединить Правобережную Украину с Россией. В течение 80—90-х годов XVII в. он не раз обращался к царскому правительству с просьбой принять казацкие полки в состав Российского государства. Однако царское правительство, боясь осложнения отношений с шляхетской Польшей и султанской Турцией, предлагало С. Палию со своими полками сперва перейти в Запорожскую Сечь, а позже на Левобережную Украину.

Острая и напряженная антифеодальная борьба происходила на западноукраинских землях. В течение 50—70-х годов вспыхивали народные восстания в Долинском старостве, а через некоторое время в Дрогобычском и Жидачевском поветах в Прикарпатье. Но самой острой формой борьбы народных масс края оставалось движение опришков. Скрываясь в труднодоступных Карпатских горах, опришки совершали успешные нападения на польскую шляхту и католическое духовенство, нагоняли страх на местных богачей. Количество отрядов опришков из года в год увеличивалось, более организованными и смелыми становились их действия. В течение 70-х годов в Коломийском уезде действовал отряд прославленного опришковского вожака Бордюка, который на протяжении нескольких лет громил местную шляхту. Почти шесть лет продолжалась борьба народных мстителей Ивана Винника и Василия Глеба. Перепуганная шляхта оставляла свои имения и искала защиты за стенами городских крепостей.

Мировоззрение русских масонов начала ХХ века
В мировоззренческом плане практически все адепты "вольного каменщичества" в России начала XX века были приверженцами рационалистической позитивистской философии и к религии и церкви относились равнодушно. Крайне враждебные позиции по отношению к Русской православной церкви занимали Н.А. Морозов, В.А. Маклаков, П.Н. Яблочков, д ...

Государство и церковь во второй половине 18 века
Желая расположить к себе влиятельное в России православное духовенство, Екатерина II, по восшествии на престол, отменила указ Петра III об изъятии у монастырей земельной собственности и крестьян. Правда, укрепив свое положение, императрица уже в 1764 году все-таки отобрала у монастырей в пользу государства 990 тыс. крестьян. Бывшие мона ...

Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории в современной школе
Данная глава посвящена разработке и оценке возможности проведения учебного занятия в современных условиях с учетом богатого опыта в области методики преподавания истории учителей, работавших в 60-70-ых годах. В частности знаниях о формах и методах проведения урока, использования различных средств и приемов для активизации познавательной ...