III этап. 988 год
Страница 2

2) Ввиду очень тесных экономических, политических и культурных связей с Византией, русские люди, особенно купцы, были знакомы с восточным христианством. Многие из них, особенно варяги, крестились. Для них в Киеве еще до крещения стояли православные храмы. Летописи рассказывают о выступлениях крещенных варяг, прилюдно осуждающих язычество;

3) Важная политическая причина заключается в том, что западное христианство во главе с Папой олицетворяло могущественную власть Церкви, претендующую на возвышение над светской властью, а в восточном христианстве власть распространялась на духовные сферы общества, не затрагивая политических. К тому же, принятие западного христианства означало обретение очень сильной зависимости от папы Римского, а принятие восточного давало больше свободы;

4) Были и технические причины. Например, в западном христианстве службы должны были проводиться только на латыни, что в несколько крат усложнило бы приживание новой веры среди славян. Восточное христианство, напротив, допускало богослужение на национальных языках.

Таким образом, восточное христианство оказалось наиболее подходящей для принятия на Руси религией. Владимиру оставалось решить, как именно принять преемственность от Византии, не став в глазах других держав низкопоклоннической страной. Князь придумал необычный политический ход. В 988 г. Он собрал поход и направился к греческому городу Корсунь (Херсон). Город долго держался, но в конце концов (как сообщает летопись, по предательству некоего грека Анастаса) пал. За свою победу Владимир потребовал у Византийского императора выдать за себя замуж его сестру Анну. На этот брак было дано согласие, и, как сообщает ряд источников, Владимир крестился в Корсуни и там же женился на Анне. Этот эпизод иллюстрирует христианство, принятое от Византии, как военный трофей. Даже среди предметов, захваченных из Херсона, большинство представляло собой памятники христианской культуры (иконы, мощи, т.д.).

Христианство было принято при Владимире, Но это не значит, что это только его заслуга. Хотя князь и известен в истории как Красное Солнышко и Креститель, его характер и нравы были далеки от христианских постулатов. У Владимира было много жён, и летописи пестрят историями об их несчастных судьбах (например, судьба брошенной Рогнеды, впоследствии Гориславы). Для князя было характерно чревоугодничество: известно, что он постоянно устраивал пиршества, длившиеся по несколько недель. И именно Владимир попускал случаи человеческого жертвоприношения в начале своего правления. В летописи читаем, что, крестившись, Владимир чудесным образом изменился в характере, но очевидно, что христианство на Руси было введено не по прихоти князя, а по необходимости, в результате со временем сложившийся социально-политической ситуации. Если до середины X века единство Руси поддерживала внешняя опасность, то впоследствии, особенно с усилением местной власти, этого стало недостаточно. Единая монотеистическая вера стала одним из важнейших связующих звеньев в достижении единства Руси.

Христианская вера во многом определила дальнейший путь развития Русского государства и, несмотря на то, что долго и не всегда гладко приживалась среди славян, прочно вошла в их жизнь. На долгие века христианство определило политику русского государства, особенно ярко выраженную в протекции славянских народов Балканского полуострова. Безусловно, христианство дало поддержку монархическому строю за счёт мощного института Церкви. Оно ярчайшим образом отразилось и на русской культуре в виде великолепных храмов (Софийский собор, Церковь Успения, Богородицы и др.), Шедевров иконописи (творчество А. Рублёва), литературных произведениях («Устав Мономаха», «Домострой» Сильвестра). Принятие христианства стало шагом при переходе от примитивного государства с полудиким народом к единому централизованному государству, стоящему на равных с остальными. Но, пожалуй, главная роль христианства проявилась в период феодальной раздробленности. Когда Русь разделилась на множество княжеств с различными политическими структурами, соотношениями власти, основами экономики, интернациональными связями и культурными ценностями, христианство стало одним из немногих факторов, сплачивающих государство и сохраняющих в сознании людей понятие о единстве русского народа.

Страницы: 1 2 

Противоречия в строе губернских учреждений
Легко заметить прежде всего необычайную сложность созданного Екатериной губернского правительственного механизма. Мы видим здесь прежде всего сильное влияние, какое оказали на эти учреждения идеи, распространявшиеся тогдашней политической литературой Запада, преимущественно идея разделения властей. Без строгого разделения властей - зако ...

Масоны у власти: Верховный совет Великого Востока народов России и Временное правительство (март-октябрь 1917)
"Русские политические масоны, - пишет проф. В.И. Старцев, - сыграли большую роль в усилении революционной ситуации в конце 1916 - начале 1917 гг.; первыми воспользовались результатом стихийного восстания 27 февраля 1917 года. Восемь месяцев после Февральской революции - это период наибольшего влияния в России тайного политического ...

Война с Третьей коалицией
18 мая 1804 Наполеон был провозглашен императором. Европа восприняла установление Империи как свидетельство новых агрессивных намерений Франции, и она не ошиблась. 17 марта 1805 Итальянская республика превратилась в королевство Италия; 26 мая Наполеон возложил на себя итальянскую корону; 4 июня он присоединил к Франции Лигурийскую респу ...