III этап. 988 годСтраница 1
В X веке Русь уже была целостным монархическим государством. Но племена, входившие в её состав, оставались замкнутыми объединениями, плохо сообщающимися друг с другом и с высшей властью. Это было обусловлено, как их экономическим укладом (традиционная экономика, натуральное хозяйство), так и природно-географическими условиями (отдалённость друг от друга, многообразие природно-климатических условий и видов деятельности). Невозможно было перешагнуть через эти особенности Древней Руси, но можно было найти новые факторы её объединения. Важнейшим таким фактором стало введение на Руси единой христианской веры.
О христианской вере на Руси знали очень давно вследствие тесного сотрудничества с Византией. Многие люди, побывавшие в Константинополе, главным образом варяги, обращались в христианство. Но первым человеком, политически осмысленно обратившимся к этой вере, стала княгиня Ольга (945–964). Ольга многое сделала для объединения славянских племён. Во-первых, в ходе реформы налогообложения она укрепила внешнюю власть, введя погосты – центры сбора и хранения дани и обслуживания дружинников. Во-вторых, она, осознав роль единой религии в процветающий Византии, в 957 г. Приняла христианство сама и пыталась склонить к этому сына Святослава, правда безуспешно. «Великие князья, до времён Ольгиных воевали – она правила государством», – пишет о княгине Н.М. Карамзин. И, действительно, именно её политика стала основой для дальнейшей христианизации Руси.
Теперь необходимо остановиться на причинах, побудивших Владимира (980–1015) крестить Русь. Князь видел необходимость духовного и идеологического объединения русского народа. Язычество не отвечало этой необходимости. Это объясняется тем, что каждое племя имело, в зависимости от климатических условий и рода деятельности, своих богов, веками почитаемых и вросших в уклад жизни славян.
Язычество в каждом племени имело свои архаичные формы. В 983 г. Владимир попытался сделать языческую веру государственной религией, был создан пантеон языческих богов, повсеместно поставлены идолы Перуну, участились случаи жертвоприношения, в том числе и человеческого. Словом, из язычества были выжаты все соки, но это лишь подчеркнуло его бледность и несостоятельность в сравнении с религиями соседних стран. Реформа не выполнила ни внешнюю функцию – укрепление международного престижа, ни внутреннюю – идеологическое единство народа.
Тогда Владимир обратился к религиям высшего порядка. Летопись рассказывает о посещении Владимира послами из Хазарского каганата, Волжской Булгарии и Византии, проповедовавшими соответственно иудизм, магометанство и восточное христианство. Иудизм и магометанство были очень быстро отклонены, главным образом потому, что Хазарский каганат и Волжская Булгария были к тому времени очень ослаблены, причём именно русским князем Святославом. Сыграл роль также и диссонанс нравов и обычаев этих стран со славянскими (например, запрет пить вино в магометанстве никак не состыковывался со славянскими обычаями). Эти две веры не обещали ни внутренней стабилизации, ни возвышения международного авторитета Руси.
Перед Владимиром встал тогда вопрос о принятии одной из ветвей христианства: западной (будущее католичество) или восточной (будущее православие). Они имели ряд преимуществ по сравнению с остальными. Во-первых, христианство в любой своей ипостаси – это религия, насыщенная пышными, торжественными обрядами, составная и неотъемлемая часть культуры, обогащающая и наполняющая ее смыслом. Во-вторых, христианство определяло верховного правителя, в том числе князя, как помазанника божьего, т.е. его богом данная власть не могла быть оспорена. Священное писание, предложенное христианством, также отвечало необходимости наладить внутренний порядок в государстве посредством нравственных постулатов. Очень значимый аргумент в пользу христианства – это возможность его постепенного вплетения в славянскую – языческую культуру. Переход к новой религии должен был неминуемо привести к разрушению устоев, на которых веками строилась жизнь восточных славян. Христианство же свело эти разрушения к минимуму. Многие языческие обряды просто-напросто плавно перетекли в христианские праздники, а многие библейские персонажи переняли функции языческих богов (Перун – Илья-пророк, Велес – Всеслав и т.д.).
Остаётся лишь решить, почему выбор Владимира склонился к восточному христианству. На это было несколько причин:
1) Восточное христианство было религией Византии – эталона сильного централизованного государства того времени, тогда как западное – религией европейских государств, находившихся на пике феодальной раздробленности, а потому – ослабленных. Конечно, для Руси была выгодна именно преемственность Византии;
Подвиг советских людей в тылу врага
Красная Армия в боевых действиях против немецко-фашистских войск находила активную поддержку населения оккупированных районов. Советские люди на захваченной врагом земле не склонили головы, не покорились. Борьба миллионов советских патриотов во вражеском тылу явилась важным вкладом в историческую победу нашего народа. Эта борьба велась ...
Вклад ссыльных поляков в социокультурное развитие России
Участь политической ссылки постигла наиболее передовую часть общества Польского государства, в отдаленных и глухих уголках России же, где царила поголовная неграмотность, эти ее невольные обитатели становились проводниками культуры и просвещения. Повышение грамотности населения ссыльные с народническими взглядами считали одним из фактор ...
Воззрения
Философия Шлейермахера носит характер эклектизма: в области гносеологии он примыкал к Канту и симпатизируя вместе с тем рационализму Спинозы, далеко не благосклонный ко всякого рода вторжениям метафизики в область религии и в то же время вступающий в союз с романтической мистикой, Шлейермахер обладал несомненной способностью сочетать не ...
