Идеология
Страница 1

Народничество представляет особую разновидность утопического социализма, свойственную странам с преобладанием сельскохозяйственного производства и крестьянского населения, со слабым развитием промышленности. Ко времени зарождения народничества в передовых странах Европы капитализм уже достиг той стадии развития, когда обнаружились коренные социально-политические противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократическая революции в этих странах, не улучшившие положения народных масс, вызвали разочарование передовой русской интеллигенции. В этой обстановке начались поиски "особых путей" социального переустройства России, допускавших для России некапиталистическое развитие. Вера в возможность непосредственного перехода - минуя капитализм - к социалистическому строю через крестьянскую общину, которой отводилась особая роль, составляла главное содержание теории русского утопического социализма. Родоначальниками ее были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. "Крестьянский социализм" активно пропагандировал Н.П. Огарев.

Герцен считал, что Россия не будет повторять все фазы развития европейских стран. Она перейдет к социализму "самобытным" путем благодаря сельской общине, освобождению крестьян с землей, крестьянскому самоуправлению, традиционному праву крестьян на землю. "Человек будущего в России, - считал Герцен, - мужик, точно так же, как во Франции работник". Герцен отмечал и некоторые отрицательные стороны общины, но считал их преодолимыми в процессе утверждения социалистических идей в народе. Теорию общинного социализма Герцена развивал Чернышевский. Он связывал сохранение русской общины с замедленностью развития, отсталостью страны, но в то же время отводил общине большую положительную роль при условии радикальных социальных преобразований: свержения народом самодержавия, безвозмездной передачи всей земли крестьянам, соединения общинного владения землей с общинным промышленным производством. Таким образом, теория русского крестьянского социализма была попыткой использовать общину, чтобы, с одной стороны, поднять крестьянство на революцию, а с другой - сохранить существовавшие в общине уравнительные начала до времени утверждения социалистических принципов.

60-е гг. были первым этапом в развитии революционно-демократической идеологии, когда общетеоретические принципы крестьянского социализма претворялись в конкретные программы. С конца 60-х гг. в революционном движении произошел поворот в сторону "действенности". Вопрос о некапиталистическом развитии из области теории перешел в революционную практику. Крестьянская социалистическая революция провозглашается непосредственной целью народнического движения. Наиболее крупными идеологами Н. в 70-е гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский. Значительное влияние на русское революционное движение оказал Бакунин. Считая русского крестьянина "прирожденным" социалистом, Бакунин призывал молодежь немедленно готовить народное восстание против трех главных врагов: частной собственности, государства, церкви. Под его непосредственным воздействием в народничестве сложилось бунтарское бакунистское направление. Роль народа в революции признавалась решающей.

Программа революционных народников 70-х гг. отличалась верой не в заговор, а в широкое народное движение, в крестьянскую социалистическую революцию. Отрицалась борьба за политические свободы, пропагандировалось безразличное отношение к формам государственной власти. Казанская демонстрация 1876 открыла серию политических актов. В 1878 южные народники (В.А. Осинский, братья Ивичевичи и др.) перешли к террористической борьбе, выступая от имени "Исполнительного комитета русской социально-революционной партии". В либеральных кругах заговорили о конституции.

Народовольцы, как и их предшественники, продолжали верить в социалистические особенности русской общины, хотя и видели уже расслоение деревни, усиление кулаков-мироедов, укрепление буржуазии. Но они отрицали закономерность и органичность этого процесса: " .У нас не государство есть создание буржуазии, как в Европе, а наоборот, буржуазия создается государством". Народовольцы рассчитывали путем захвата власти остановить развитие капиталистических отношений в стране и перейти через общину к социалистическому строю. Крупной заслугой народовольцев явилась их борьба за завоевание политических свобод в России: требования конституции, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, сходок и др. Ближайшей целью народовольцы считали свержение царского самодержавия и установление демократической республики, основанной на "воле народа". Ленин считал "великой исторической заслугой" народовольцев их стремление " .привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием". Вместе с тем Ленин указывал, что народовольцы " .суживали политику до одной только заговорщицкой борьбы", что опыт истории революционного движения в России предостерегает от таких приемов борьбы, как террор.

Страницы: 1 2

Реформирование стрелецкого войска
До взятия Азова петровские нововведения в армии не были всеобщими, не касались всей армии в целом. И только с 1698-1699 гг. непосредственно начинается всеобъемлющая полномасштабная военная реформа. Стрельцы участвовали в обоих петровских походах на Азов. В первом походе – 12 стрелецких полков, во втором – 13 полков. В походах стрельцы ...

История милиции
На протяжении своего существования белорусская милиция бдительно охраняет общественный порядок, надежно защищает интересы государства, права, честь и достоинства граждан. Работники милиции всегда с чувством ответственности, нередко ценой нечеловеческих усилий и самопожертвований, относились к выполнению этой основной обязанности с самог ...

Египет под турецким господством
Система османского управления Египтом была установлена изданной в 1525 году «Книгой законов Египта», или «Канун-наме-и-Мыср». Правил Египтом особый сановник вали (паша), который назначался лично султаном. Вали опирался на регулярные османские войска и части местных вспомогательных отрядов. Османские войска делились на 7 оджаков (корпусо ...