Политическая жизнь во Франции в 50-е гг. Конституционно-правовой кризис Четвертой республики
Страница 4

История » Франция после второй мировой войны. Четвертая республика » Политическая жизнь во Франции в 50-е гг. Конституционно-правовой кризис Четвертой республики

Важную роль в финансовой стабилизации сыграло присоединение Франции к плану Маршалла. США в течение 1948–1951 гг. предоставили Франции кредиты, продовольствие и оборудование на сумму в 2,5 млрд долл., а к 1958 г. общая американская помощь составила 12 млрд долл. Реализация этой программы была сопряжена с активным проникновением американского капитала в экономическое пространство Франции. Французское правительство, в соответствии с принятыми обязательствами, было обязано предоставлять США полную информацию о производственных показателях отраслей и отдельных предприятий, структуре внешнеторгового товарооборота. Такая зависимость вызывала резкую критику со стороны многих политических сил Франции. Однако именно американские деловые круги сыграли значительную роль в рационализации структурных преобразований во французской экономике, переориентации инвестиционной поддержки на радикальное технологическое переоснащение наиболее рентабельных производств.

В конце 40-х гг. во Франции были осуществлены важные преобразования сфере трудовых отношений. Восстанавливались 40-часовая рабочая неделя оплачиваемые отпуска, вводились повышенные расценки оплаты сверхурочных работ. Было гарантировано равенство в оплате женского и мужского руда, расширена система государственной помощи безработным. На всех предприятиях и в учреждениях, насчитывавших свыше 50 работников, создавались «комитеты предприятий», которые состояли из представителей администрации, рабочих, инженеров и техников. Они имели консультативные функции в сфере регулирования условий труда. Заметно повысилась номинальная заработная плата и размеры пенсий. С 1950 г. был введен общенациоальный гарантированный минимум заработной платы, изменяемый в соответствии с динамикой прожиточного минимума. Пенсионный возраст по старости и инвалидности устанавливался с 65 лет. Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех заемных работников, кроме сельскохозяйственных. Средства для этой системы складывались как из взносов трудящихся (6 % от заработной платы), так и из отчислений работодателей (10 % от фонда заработной платы). Для улучшения демографической ситуации и стимулирования рождаемости вводились (пособия для родителей с детьми. Началось строительство дешевого жилья. Правительство предоставляло ссуды крестьянам, хозяйства которых пострадали от военных разрушений, а также ссуды на обзаведение хозяйством для молодых крестьян.

Второй план (1954–1957) – «План модернизации и оснащения в условиях стабильности» – был ориентирован на повышение конкурентоспособности французской промышленности, увеличение ее наукоемкости, повышение качества продукции. Приоритет был уже отдан частному сектору. На основе специальных контрактов, заключенных между правительством и фирмами, предприниматели получали кредиты для закупки оборудования, налоговые льготы под важные проекты. Индикативное планирование отраслевого развития позволяло объединить все эти меры в единое русло и определить общенациональные темпы развития. Показатели второго плана были даже перевыполнены. В середине 50-х гг. объем промышленного производства превысил довоенный уровень уже на 60 %, причем наиболее стабильный рост отмечался в тяжелой индустрии. Началась глубокая структурная перестройка французской промышленности. Тотальный характер приобрело обновление промышленного оборудования.

Большую роль в укреплении инвестиционной базы промышленности сыграло уменьшение вывоза капитала за рубеж. После национализации ведущих банков основным направлением капиталовложений стала национальная экономика, а не иностранные ссуды и займы. В результате, если в начале XX века экспорт капитала в 10 раз превышал вложения во французскую промышленность, то в конце 50-х гг. капиталов вывозилось почти в шесть раз меньше, чем инвестировалось на внутреннем рынке.

Смена основного капитала происходила преимущественно в отраслях тяжелой индустрии и энергетического комплекса. Сюда направлялось около 90 % всех средств, предназначенных на развитие промышленности. С середины 50-х гг. центр тяжести переместился на модернизацию химической промышленности, автомобилестроения, авиапромышленности. Постепенно разворачивалось производство в новейших отраслях – атомной, электронной, производстве пластических масс. В ведущих отраслях индустрии укрепилось положение крупных корпораций. 98 % автомобилей производили 4 треста, все производство алюминия контролировали 2 треста, на 5 трестов приходилось 72 % производства стали. Всего на крупных предприятиях было занято примерно 30 % работников. Но особенностью Франции осталась общая невысокая степень концентрации производства. В среднем на одно предприятие приходилось 13 работающих.

Страницы: 1 2 3 4 5

Минуты отчаяния и чудесное исцеление
Летом 1671 года Москва была охвачена пожарами. К концу июля пожары осветили Белый город. За одну ночь выгорела вся Покровка. Сгорел в эту лихую пору и дом Никиты. Изограф поздно узнал о своей беде – неделями мастера Оружейной палаты защищали от огня Кремль. И когда Никита пришел к своему дворовому месту, то узнал его лишь по обгорелой б ...

Реакция общественности и последствия
Советско-японские переговоры, происходившие в Москве, широко освещались в японской прессе, кино, по радио и телевидению. Не было ни одной мало-мальски крупной, центральной или префектурной газеты, которая не послала бы в Москву своих корреспондентов для освещения хода переговоров. В дни пребывания в Москве японской правительственной дел ...

Домонгольский период истории Русского государства
Оценивая процесс образования Древнерусского государства, следует, прежде всего, рассмотреть историю Киевской Руси (или державы Рюриковичей), хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало ХII вв. Условно история Киевского государства разделяется на три периода: IX - середина X вв. - время первых киевских ...