Расселение, этническая принадлежность и характеристика варягов.

История » Призвание варягов в Отечественной историографии XIX вв. » Расселение, этническая принадлежность и характеристика варягов.

Для того чтобы определить роль варягов в образовании Древнерусской государственности, необходимо разобраться с вопросом, кого летописец подразумевал под именем варягов. Откуда появились эти племена, и на каком уровне развития они находились. Определившись с этим, можно будет делать выводы, насколько варяги смогли изменить жизнь племён славянских.

В ПВЛ говорится, что славяне "идоша за море к варягом, к руси; сице бо звахуся варязи русь, яко се друзии зовутся свие (шведы), друзии же урмане (норманы), англяне, друзии готы, тако и си[38]". Изучая летопись, Н.М.Карамзин приходит к выводу, что варяги были скандинавами. Об этом говорят следующие обстоятельства:

1) Балтийское море издавна называлось в России Варяжским, а на его водах в IX веке господствовали скандинавы, или жители трёх королевств: Дании, Норвегии и Швеции. "Они, под общим именем норманнов или северных людей громили тогда Европу[39]".

2) Имена трёх князей варяжских - Рюрика, Синеуса и Трувора, - неоспоримо норманнские, поскольку они встречаются в других источниках, исследуемых Карамзиным "между именами князей и витязей скандинавских".

3) "Русские славяне, будучи под владением варяжских, назывались в Европе норманнами[40]".

Характеризуя эти племена, учёный замечает, что они "долженствовали быть образованнее славян, . могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа[41]".

С.М. Соловьев вопрос об этническом происхождении варягов считал ничего не решающим в проблеме возникновения Древнерусского государства. "Вопрос о национальности варягов - руси теряет свою важность в нашей истории[42]", "дело не в народности пришельцев, но в характере, с каким они пришли[43]". Определяя же их характер, ученый пишет: " . под именем варягов разумелись дружины, составленные из людей, волею или неволею покинувших свое отечество, и принужденных искать счастья на морях или в странах чужих . это название . образовалось на западе у племён германских, на востоке у племён славянских, финских, греков и арабов таким же общим названием для подобных дружин было русь (рос), означая . людей-мореплавателей, приходящих на кораблях, морем, входивших по рекам внутрь стран, живущих по берегам морским[44]"

В.О.Ключевский также рассматривал в своей работе проблему этнической и территориальной принадлежности варягов. Он считает, что по происхождению "эти балтийские варяги . по многим признакам были скандинавы. ПВЛ признает варягов общим названием разных германских народов, обитавших в северной Европе, преимущественно по варяжскому (балтийскому) морю, каковы шведы, норвежцы, готы, англы[45]". Основным занятием этого народа он называет торговлю и военное дело, а время появления их на территории славянских земель он относит к началу IX века: "варяги, обычные обыватели русских торговых городов, издавна наполняли их в таком количестве, что образовали густой слой в составе их населения[46]". "В тех промышленных пунктах, куда с особой силой приливали вооруженные пришельцы из-за моря, они легко покидали значение торговых товарищей или наёмных охранителей торговых путей и превращались во властителей. Во главе . становились вожди, получавшие при таком повороте значение военных начальников охраняемых ими городов. Такие вожди в скандинавских сагах называются конингами или викингами. Оба эти термина перешли и в наш язык, получив славяно-русские формы князя и витязя[47]".

Исследователь не видит глубокой разницы между уровнем развития славянских и варяжских племён. Подтверждая эту мысль, он пишет, что варяги быстро вошли в состав военно-промышленного класса, который стал складываться в IX веке по большим торговым городам Руси под влиянием внешних опасностей. "Осаживаясь в больших торговых городах Руси, варяги встречали здесь класс населения, социально им родственный и нуждающийся в них, класс вооруженных купцов, и входили в его состав, вступая в торговые товарищества . или нанимаясь за хороший корм оберегать русские торговые пути и торговых людей[48]". В доказательство этой гипотезы Ключевский приводит значения самого слова "варяг": "в областном русском лексиконе варяг - разносчик, мелочной торговец, варяжить - заниматься мелочным торгом". Есть и другое значение этого слова, которое принципиально не меняет отношение историка к варягам: " . варяг - преимущественно вооруженный купец, идущий на Русь, чтобы пробраться далее в богатую Византию, там с выгодой послужить императору, с барышом поторговать, а иногда и пограбить богатого грека, если предоставится к тому случай[49]".

Таким образом, можно сделать вывод, что в вопросе территориальной и этнической принадлежности варягов точки зрения историков в основном сходятся, но в описании их образа жизни, характера, уровне развития племён прослеживается разница. Следовательно, по мнению С.М.Соловьёва и Н.М.Карамзина, варяги по своему уровню развития стояли значительно выше славян, поэтому могли многому их научить и, по сути, создать их государство. В.О.Ключевский же противоречит им, утверждая, что варяги не имели ничего принципиально отличного от славян, и поэтому не могли привнести в их жизнь что-то новое.

Народники - теория и практика террора
«Нечаевщина» надолго отбила у российских революционеров вкус к террористически-заговорщицкой деятельности. Однако антитеррористический характер в российском революционном движении, или, как его определил впоследствии в своей речи на процессе по делу 1 марта 1881 г. А.И. Желябов, «розовая, мечтательная юность», оказался непродолжительным ...

Франко-русские отношения
Россия не оказала действенной помощи Наполеону в войне с Австрией, и ее отношения с Францией резко ухудшились. Петербургский двор сорвал проект женитьбы Наполеона с великой княжной Анной, сестрой Александра I. 8 февраля 1910 Наполеон вступил в брак с Марией-Луизой, дочерью Франца II, и стал поддерживать Австрию на Балканах. Избрание 21 ...

Культурное развитие
Несомненно большое влияние на развитие болгарской книжности времени Симеона оказала византийская литература. Переводились сочинения древнегреческих и византийских авторов, историков, богословов, философов. Но главное в цивилизаторской миссии Симеона заключалось в том, что он выдвинул задачу создания корпуса болгарской книжности, и эта а ...