Политическая жизнь во Франции в 50-е гг. Конституционно-правовой кризис Четвертой республики
Страница 2

История » Франция после второй мировой войны. Четвертая республика » Политическая жизнь во Франции в 50-е гг. Конституционно-правовой кризис Четвертой республики

Правительство Ги Молле, получив от парламента чрезвычайные полномочия для решения алжирской проблемы, не сумело предотвратить нарастание внутриполитического кризиса. В мае 1957 г. Ги Молле был вынужден уйти в отставку. В парламенте развернулись дебаты о путях конституционной реформы. Становилось очевидным, что без коренной перестройки государственного строя невозможно не только решить болезненный алжирский вопрос, но и прервать череду постоянных правительственных кризисов. Режим Четвертой республики находился в состоянии глубокого конституционно-правового кризиса.

Необходимость реформы государственного строя Франции отчасти определялась недостатками самой конституции 1946 г. Многие ее положения противоречили друг другу, были сложными для реализации. Это касалось таких важных вопросов, как формирование правительства, голосование вотума недоверия, роспуск парламента. Некоторые разделы так и не были реализованы на практике (например, о Французском союзе, о «местных коллективах»). Но главными проблемами стали «иммобильность» государственного курса, попытки избежать решения наиболее острых вопросов, боязнь «непопулярных мер», постоянная чехарда правительственных кабинетов. За 12 лет сменилось 22 кабинета. Причины такой нестабильности были непонятны для граждан. Парламентская жизнь все в большей степени ассоциировалась с «политическими играми», беспринципным торгашеством и забвением национальных интересов.

В действительности, миф о правительственной нестабильности режима Четвертой республики верен лишь отчасти. За исключением последних лет его существования, в Национальной ассамблее неизменно формировались стабильные коалиционные объединения, и частая смена состава кабинетов не приводила к радикальным зигзагам государственной политики. За десять лет преемственного осуществления левоцентристских и правоцентристских правительственных программ Франция совершила значительный рывок в экономической модернизации, укреплении своих международных позиций, развертывании европейского интеграционного процесса. Правительственная нестабильность порождалась скорее не недостатками государственных институтов, а невозможностью создать монолитное политическое большинство, способное обеспечить широкую общественную поддержку исполнительной власти. Кризис Четвертой республики – это не кризис эффективности власти, а кризис доверия к ней.

Провал попыток консолидировать власть путем ввода мажоритарно-пропорциональной избирательной системы и осуществления ограниченных конституционных реформ 1953–1954 гг. наглядно продемонстрировал, что суть кризиса заключается не в недостатках конституционного механизма, а в особенностях политического режима. Во Франции сложилась парадоксальная ситуация, когда два наиболее влиятельных политических движения, отражающих интересы и мнение огромной части избирателей, оказались отторгнуты от государственной власти. Коммунисты и голлисты, являясь непримиримыми идеологическими противниками, не стремились создать консолидированный противовес правительственным коалициям. Но в роли «принципиальной оппозиции» они вольно или невольно подрывали саму возможность широкого парламентского большинства. Их активная пропаганда способствовала нарастанию массового недовольства режимом.

Преобладание центристских партий не отражало их реальное влияние и авторитет в стране. Центристские группировки были раздроблены и не могли принять всю полноту власти. Многие из них отнюдь не стремились к установлению прочных коалиционных связей с массовыми движениями как справа, так и слева. Партии, идеально подходящие для роли «шарниров» парламентских коалиций, став правящими, так и не сумели отказаться от своей традиционной тактики. Смена кабинетов зачастую диктовалась не политической стратегией, а борьбой за долю влияния той или иной фракции, договоренностями о замещении отдельных министерских постов, демонстративными проявлениями «самобытности» и «принципиальности». Французский центризм оказался в состоянии кризиса и должен был уступить инициативу новым политическим силам. Однако ни коммунисты, ни голлисты не были способны заручиться поддержкой абсолютного большинства граждан. Для смены политической элиты требовалось изменение самих «правил игры», коренная реформа системы государственных органов, призванная сформировать единый полюс власти.

Страницы: 1 2 3 4 5

Формирование белых соединений
Вооруженные силы противной стороны слагались из вооруженных сил тех иностранных государств, которые принимали активное участие в нашей гражданской войне и из вооруженных сил внутренней контрреволюции. Эти последние, в свою очередь, распадались на силы, сформированные по территориальному признаку и на силы, не привязанные к определенной ...

Установление византийского господства
Покоренная Болгария была разделена на области (фемы), во главе которых были поставлены византийские правители. Самая обширная из фем была образована на Юго-западе страны и названа “Болгария”, хотя ничего общего с прежней Болгарией не имела. Были существенно урезаны и права болгарской церкви. Главой ее вместо патриарха стал архиепископ, ...

Этические воззрения
Этические воззрения Ш. составляют главное содержание большинства его сочинений. Этические концепции в духе романтизма изложены в «Монологах». Основными принципами являются здесь индивидуальность и духовная свобода. Каждое отдельное лицо имеет особую этическую ценность, как выражение человеческой природы совершенно определенным и самобыт ...