Введение

Происходящие в обществе процессы реформирования начального профессионального образования актуализируют обращение к педагогической мысли и опыту прошлого. Для совершенствования современной школы и педагогики представляется значимым историко-педагогическое исследование, позволяющее осмыслить накопленный опыт, оценить достоинства и недостатки отечественного начального профессионального образования, определить основные этапы и перспективные тенденции его развития.

Начальное профессиональное образование стало предметом специального научного интереса относительно недавно: с конца XIX – начала XX вв. Наиболее ранние исследования этой области профессиональной педагогической деятельности принадлежат экономистам, социологам, ученым, сосредоточившим внимание на эффективности профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, повышении их общекультурного уровня (В.К. Делла-Вос, Н.Х. Вессель, С.А. Владимирский, И.А. Вышнеградский, С.Н. Кривенко, А.И. Чупров, И.И. Янжул и др.).

С несколько иных позиций анализируют профессиональное образование в России историки, культурологи, государственные деятели, педагоги (С.Д. Бабишин, В.С. Библер, С.Я. Батышев, А.А. Бобринский, М.Н. Громов, А.Я. Гуревич, В.О. Ключевский, Н.Н. Кузьмин, Б.А. Колчин, В.М. Массон, В.А. Мясников, М.Н. Покровский, С.М. Соловьев и др.). Главным в указанных исследованиях стало установление взаимосвязей отечественного профессионального образования с уровнем социально-экономического развития России, состоянием ее промышленности, экономики, этнокультурными и историческими традициями; выявление и описание некоторых конкретных типов учебных заведений профессионального образования и особенностей подготовки в них в ту или иную историческую эпоху. При этом в большинстве работ начальное профессиональное образование не выделяется в особый предмет анализа, а характеризуется в рамках общего исторического процесса развития культуры, образования и производства в России.

Этические воззрения
Этические воззрения Ш. составляют главное содержание большинства его сочинений. Этические концепции в духе романтизма изложены в «Монологах». Основными принципами являются здесь индивидуальность и духовная свобода. Каждое отдельное лицо имеет особую этическую ценность, как выражение человеческой природы совершенно определенным и самобыт ...

Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина
События отечественной истории середины XIV в. являются важным этапом в процессе формирования централизованного государства. К началу XIV в. Москва завершила объединение русских земель. Но годы "боярского правления" после смерти великого князя Василия III ослабили русское государство. В 1547 г. семнадцатилетнего великого княз ...

История русской артиллерии XVIII века
Знакомясь с историей создания крепости Оренбург, целью ее постройки, нельзя пройти мимо вопроса вооружения города. Интересно знать, как была вооружена крепость, ее гарнизон, особенности оружия XVIII века и истории его создания. В начальный период своего существования артиллерия не имела четкой организации и предназначалась, главным обра ...