Социально-экономическое развитие и общественно-политическое устройство Чечни в XVIII в.
Страница 2

История » Социально-экономическое развитие и общественно-политическое устройство Чечни в XVIII веке » Социально-экономическое развитие и общественно-политическое устройство Чечни в XVIII в.

В конце XVIII века началось активное продвижение царизма на Кавказ, что послужило одной из причин начала антиколониальных выступлений местных народов. В Чечне и Ингушетии сложились в это время благоприятные условия для сплетения борьбы горцев против местных феодалов и старшин с их возросшим сопротивлением колониальным действиям царского самодержавия. Это обусловило высокий подъем антифеодального и антиколониального движения горцев Чечни и всего Северного Кавказа под руководством имама Мансура в 1785-1791 гг., что в немалой степени способствовало окончательному распространению и утверждению религии ислама как в целом в Чечне и Ингушетии, так и во многих районах Северного Кавказа.

В XVIII веке завершается длительный исторический процесс формирования чеченского и ингушского народов (этносов), то есть ранее известные нам отдельные чеченские и ингушские общества отныне полностью теряют свои этно-племенные названия и образуют общие этнические названия – чеченцы и ингуши.

XVIII век, а в особенности вторая его половина, явился также началом планомерного научного изучения и осмысления многих сторон истории народов Северного Кавказа, в том числе чеченцев и ингушей, заложенным кавказскими научными экспедициями Российской (Петербургской) Академии наук. Цели и задачи российских научных экспедиций полностью вытекали из ближневосточной политики русского правительства.

Проблема социально-экономического развития и политического устройства чеченцев и ингушей в XVIII – начале XIX века выступает как составная часть истории народов Северного Кавказа в русской и зарубежной историографии. Из этой многоплановой и большой по хронологическому периоду темы, охватывающей ряд важных и сложных проблем, мы избрали только те вопросы, которые, на наш взгляд, на сегодняшний день менее изучены в исторической науке и имеют по сравнению с соседними регионами вполне определенные характерные особенности.

В XVIII

- середине XIX века произошли заметные сдвиги в социально-экономической и политической жизни Чечни. В чеченском обществе обнаруживаются новые тенденции развития социальных слоев населения, хозяйственного строя и политического устройства.

Вайнахи занимали территорию, расположенную на северных отрогах Большого Кавказа, в долинах рек Терека и Сунжи. На западе их территория граничила с Кабардой и Северной Осетией, на востоке - с землями народов Дагестана, на севере - с Россией и на иге - с Грузией.

О численном составе вайнахского народа XVI-XVII вв. данных нет. Первые попытки определить численность вайнахского народа были предприняты русскими учеными, путешественниками и представителями военной администрации в конце XVIII - первой половине XIX вв. Но их сведения, к сожалении, настолько противоречивы, что по ним возможно судить о численном составе населения только отдельных районов Чечни, причем приблизительно. Так, сведения конца XVIII в. позволяют воссоздать самую общую демографическую картину территории, расположенной между Черными горами и рекой Сунжей.

По имеющимся данным, на этом равнинном пространстве Чечни, насчитывалось всего 7000-8000 дворов. Общий показатель населения этих дворов, по мнении Я.З.Ахмадова, при средней цифре 6 человек, составляет от 42 до 48 тысяч человек1. И с ним можно было согласиться, если бы не один существенный нюанс: на самом деле семьи того времени были многочисленными и довольно часто насчитывали 15-16 и более человек, так как в большинстве случаев сыновья, имевшие свои семьи, по обычаю оставались жить вместе с родителями в одном дворе. При таком подходе к определению численности населения равнинной Чечни мы получим более реальные данные в I05-I28 тысяч человек.

Страницы: 1 2 3

Проклятая биография
Новая биография будущего генсека писалась непросто. Согласно заявлению 18летнего помощника киномеханика из Моздока Юрия Андропова с просьбой принять его в Рыбинский речной техникум от 22 марта 1932 года, отца он лишился в двухлетнем возрасте, то есть в 1916 году. В автобиографии, написанной в августе 1937 года, 23летний Андропов уже соо ...

Владислав
В феврале 1610 г., разочаровавшись в "тушинском царике", группа бояр из его лагеря отправилась к Сигизмунду III, осаждавшему Смоленск, и пригласила на трон Владислава. Было заключено соответствующее соглашение. А через полгода, в августе, после свержения Василия Шуйского уже московские бояре пригласили Владислава. И тушинцев, ...

Хрущев и его отношение к культу личности.
Главное значение Хрущев придавал идеологической стороне дела, необходимости до конца разоблачить культ личности, высказать правду о преступлениях З0-х годов и других периодов. Но сама эта правда, увы, была половинчатой, неполной. С самого начала Хрущев споткнулся на проблеме личной ответственности, поскольку многие в партии знали о той ...