Особенности социально-экономического развития Индии в период независимости
Страница 2

История » Становление индийской государственности в постколониальный период » Особенности социально-экономического развития Индии в период независимости

Известная стабилизация к 1949 году экономического положения в стране стимулировала перевод денежных накоплений имущих классов в промышленное предпринимательство. Несмотря на продолжавшееся сокращение текстильного производства, наметился рост продукции в некоторых отраслях тяжелой промышленности что было связано с оживлением гражданского и промышленного строительства. Началось обновление подвижного состава на железных дорогах и станочного парка на фабрично-заводских предприятиях путем довольно значительного увеличения ввоза капитального оборудования.

Импорт машин в первые годы независимости в большой степени покрывался средствами из образовавшихся в период войны стерлинговых авуаров Индии, составлявших в 1947 году общую сумму в 15 млрд. рупий. По англо-индийскому финансовому соглашению, подписанному в июле 1948 года, 5 млрд. рупии списывалось на уплату за военное имущество, пенсии английским чиновникам и другие, а оставшиеся 10 млрд. обеспечили для английской промышленности рынок сбыта капитального оборудования, которое шло на модернизацию и расширение промышленных мощностей Индии. Англо-индийское соглашение на какое-то время усилило влияние английских монополий на ход экономического развития страны, однако не предотвратило проникновения в Индию конкурирующих монополий, а также не препятствовало укреплению национальной буржуазии. Индийская буржуазия, слабая в финансовом и особенно в техническом отношении, создавала новые отрасли производства в основном на базе соглашений с иностранным капиталом в форме смешанных компаний. За первые три года независимости было создано 88 смешанных компаний – в автосборочном, тракторосборочном, велосипедном и других производствах. Правительство стимулировало частное предпринимательство, введя покровительственные таможенные тарифы, известные ограничения в деятельности иностранного частного капитала. Для финансирования промышленного строительства в 1948 году была создана государственная промышленно-финансовая корпорация с капиталом 100 млн. рупий. Наиболее полно принципы экономической политики правительства доминиона Индийский Союз были изложены в Декларации о промышленной политике, оглашенной Джавахарлалом Неру в Учредительном собрании в апреле 1948 года. В этом программном документе был зафиксирован курс на развитие так называемой смешанной экономики путем зарезервирования за государством определенных сфер предпринимательства. Монополией государства объявлялись производство вооружений и атомной энергии, а также железные дороги. В группе отраслей тяжелой промышленности, включая черную металлургию, угольную и нефтяную промышленность, а также самолетостроение и некоторые другие виды машиностроения, государство резервировало за собой исключительное право на создание новых предприятий. Наконец, объектом государственного регулирования и планирования были объявлены еще 17 важнейших отраслей тяжелой и легкой промышленности.

Курс на государственный капитализм проявился и в национализации 1 июля 1948 года Резервного банка Индии, и в принятии в 1949 году Закона о банках, усилившего правительственный контроль за деятельностью частных акционерных банков. На государственный сектор, образованный на базе бывшей собственности колониального правительства, в 1948 году приходилось лишь 6% всего промышленного производства. Как бы ни были ограничены первые госкапиталистические мероприятия правительства Неру, его экономическая политика радикально отличалась от политики колониальных властей. Таким образом, принятые в 1948, а затем в 1956 опубликованные правительственные декларации, определяли политику государства в области промышленного строительства. Основные отрасли тяжёлой и энергетической промышленности объявлялись исключительной или преимущественной сферой государственного предпринимательства. Национализированные в связи с этим транспорт, средства связи, два крупнейших банка, страховые компании, а также предприятия металлургической, металлообрабатывающей, энергетической, химической и других отраслей промышленности, гидроэнергетические и оросительные системы, строительство которых развернулось с середине 50-х годах составили основу государственного сектора. Одновременно государство оказывало финансовую и организационную поддержку частному предпринимательству. Наиболее полным выражением государственно-капиталистической политики стали пятилетние планы экономического развития, определяющие развитие государственного сектора и способствующие индустриализации Индии.

Страницы: 1 2 3

Русско-вайнахские связи в 40-50-е годы XVIII в.
Параллельно с ростом политических связей вайнахов с Россией росли и торгово-экономические отношения. Царская администрация первое время поощряла приезд горцев в Кизлярскую крепость, которая быстро стала политическим и экономическим центром Северного Кавказа. Здесь же находилась и многочисленная Окоцкая слобода, где жили потомки выходцев ...

Македония от унитаризма к федерализму
В Македонии на многопартийных выборах в сентябре 1990 г. борьба развернулась между тремя политическими блоками: левым, во главе с Союзом коммунистов Македонии - Партией демократических преобразований (СКМ-ПДП), национально ориентированным, во главе с Всемакедонской революционной организацией - Демократической партией македонского национ ...

Новое политическое мышление, теоретические основы, практические шаги.
В апреле 1985 г. руководителем страны стал М.С. Горбачев. В качестве государственной им была выдвину­та концепция «нового политического мышления». Концепция основывалась на новом осмыслении ХХ века. Суть концепции сводилась к следующему. Вся предшествующая история развития человечества представ­ляет собой историю развития отдельных реги ...