Формирование идеологии декабристов. Программы переустройства РоссииСтраница 2
Отказ правительства от реформаторских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов сменить тактику. В 1821 г. в Москве на съезде «Союза благоденствия» было решено путем военной революции свергнуть самодержавие. От расплывчатого «Союза» предполагалось перейти к законспирированной и четко сформированной тайной организации. В 1821-1822 гг. возникли Южное и Северное общества. 1823 г. на Украине была создана организация «Общество соединенных славян», которая к осени 1825 г. объединилась с Южным обществом.
В декабристском движении в течение всего его существования были серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т.д. В рамках движения можно проследить не только революционные, но и либеральные тенденции. Расхождения членов Южного и Северного обществ отразились в программах, разработанных П.И. Пестелем («Русская правда») и Н.М. Муравьевым («Конституция»).
Одним из важнейших вопросов был вопрос о государственном устройстве России. По «Конституции» Н.М. Муравьева Россия превращалась в конституционную монархию, где исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная передавалась двухпалатному парламенту, народному вече. Источником всей государственной жизни «Конституция» торжественно провозглашала народ, император был всего лишь «верховным чиновником Российского государства».
Избирательное право предусматривало довольно высокий избирательный ценз. Придворные лишались избирательных прав. Провозглашался ряд основных буржуазных свобод – слова, передвижений, вероисповедания.
Положительная сторона проекта Муравьева - это то, что в своей основе он был реалистичен. Автор понимал, что нельзя навязывать стране такие преобразования, для которых она не созрела.
По «Русской правде» Пестеля Россия объявлялась республикой, власть в которой до осуществления необходимых буржуазно-демократических преобразований сосредоточилась в руках Временного революционного правительства. Далее верховная власть передавалась однопалатному народному вече, избираемому на пять лет мужчинами с двадцатилетнего возраста без всяких цензовых ограничений. Высшим исполнительным органом являлась Державная дума, избираемая на пять лет народным вече и ответственная перед ним. Во главе России становился президент.
Пестель отвергал принцип федерального устройства, Россия должна была оставаться единой и неделимой.
Вторым важнейшим пунктом был вопрос о крепостном праве. И «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» Пестеля решительно выступали против крепостного права. «Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным», - гласил §16 «Конституции». По «Русской правде» крепостное право немедленно отменялось. Освобождение крестьян объявлялось «святейшей и непременнейшей» обязанностью Временного правительства. Все граждане уравнивались в правах.
Осуществление своих программ декабристы связывали с революционным изменением существующего в стране строя. Если брать в целом, то проект Пестеля с точки зрения развития буржуазных отношений в России был более радикальным, последовательным, чем проект Муравьева. Вместе с тем оба они были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России.
Красный террор
«Мы не ведём войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить, - к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или про ...
Вооруженные антиимпериалистические и антиолигархические выступления в
Бразилии и Никарагуа
В Бразилии и Никарагуа в 20-е годы борьба против местной олигархии и империализма приняла форму вооруженных выступлений. В Бразилии при формальном функционировании конституционного режима широкие массы населения по-прежнему были отстранены от участия в политической жизни. Недовольство засильем помещичье-буржуазной «кофейной» олигархии ш ...
Война - и в Африке война. Глазами очевидцев
В журнале «Азия и Африка сегодня» была опубликована статья А. Бовкало «Русские православные приходы в Африке». В эту статью включены выдержки из дневника настоятеля русской церкви св.Александра Невского в Александрии Алексия Дехтерёва. Он вёл дневник 1940-1942 годы, из выдержек которого, населению Египта, под боком которого шли военные ...
