Формирование идеологии декабристов. Программы переустройства России
Страница 2

История » Движение декабристов » Формирование идеологии декабристов. Программы переустройства России

Отказ правительства от реформаторских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов сменить тактику. В 1821 г. в Москве на съезде «Союза благоденствия» было решено путем военной революции свергнуть самодержавие. От расплывчатого «Союза» предполагалось перейти к законспирированной и четко сформированной тайной организации. В 1821-1822 гг. возникли Южное и Северное общества. 1823 г. на Украине была создана организация «Общество соединенных славян», которая к осени 1825 г. объединилась с Южным обществом.

В декабристском движении в течение всего его существования были серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т.д. В рамках движения можно проследить не только революционные, но и либеральные тенденции. Расхождения членов Южного и Северного обществ отразились в программах, разработанных П.И. Пестелем («Русская правда») и Н.М. Муравьевым («Конституция»).

Одним из важнейших вопросов был вопрос о государственном устройстве России. По «Конституции» Н.М. Муравьева Россия превращалась в конституционную монархию, где исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная передавалась двухпалатному парламенту, народному вече. Источником всей государственной жизни «Конституция» торжественно провозглашала народ, император был всего лишь «верховным чиновником Российского государства».

Избирательное право предусматривало довольно высокий избирательный ценз. Придворные лишались избирательных прав. Провозглашался ряд основных буржуазных свобод – слова, передвижений, вероисповедания.

Положительная сторона проекта Муравьева - это то, что в своей основе он был реалистичен. Автор понимал, что нельзя навязывать стране такие преобразования, для которых она не созрела.

По «Русской правде» Пестеля Россия объявлялась республикой, власть в которой до осуществления необходимых буржуазно-демократических преобразований сосредоточилась в руках Временного революционного правительства. Далее верховная власть передавалась однопалатному народному вече, избираемому на пять лет мужчинами с двадцатилетнего возраста без всяких цензовых ограничений. Высшим исполнительным органом являлась Державная дума, избираемая на пять лет народным вече и ответственная перед ним. Во главе России становился президент.

Пестель отвергал принцип федерального устройства, Россия должна была оставаться единой и неделимой.

Вторым важнейшим пунктом был вопрос о крепостном праве. И «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» Пестеля решительно выступали против крепостного права. «Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным», - гласил §16 «Конституции». По «Русской правде» крепостное право немедленно отменялось. Освобождение крестьян объявлялось «святейшей и непременнейшей» обязанностью Временного правительства. Все граждане уравнивались в правах.

Осуществление своих программ декабристы связывали с революционным изменением существующего в стране строя. Если брать в целом, то проект Пестеля с точки зрения развития буржуазных отношений в России был более радикальным, последовательным, чем проект Муравьева. Вместе с тем оба они были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России.

Страницы: 1 2 

Причины победы Эрнана Кортеса
Причин было много. Ацтеков было намного больше, чем испанцев и все же им под предводительством Кортеса удалось завоевать империю. Главная заслуга в этом принадлежит Эрнану Кортесу, его характеру, личности. Такие люди, как он во что бы то ни стало добьются своего, идя любыми путями. Алчность и честолюбие Кортеса не знали пределов и ему н ...

Особенности обучения истории в советской школе в 60-70-е гг.
Не смотря на внешнюю регламентированность процесса обучения истории, учителя стремились к разнообразию форм, методов и приемов работы с учащимися. 60-70-е гг. стали временем активных педагогических поисков учителей. Усиливалось стремление к изучению внутренних движущих сил учения школьников, мотивов и стимулов их учебной деятельности. ...

Этапы Великой Отечественно войны
История Великой Отечественной Войны делится на три этапа: 1. 22 июня 1941 года – 19 ноября 1942 года, т. е. от нападения Германии на СССР до начала контрнаступления советских войск под Сталинградом – срыв блицкрига, созданием условий для коренного перелома в войне. 22 июня 1941 – 18 ноября 1942 гг. – начальный период войны, который ха ...