От сталинской модели социализма к социалистическому самоуправлению (1945-начало 1950-х гг.)
Страница 2

История » Югославянские народы в середине 40-х - конце 90-х гг. » От сталинской модели социализма к социалистическому самоуправлению (1945-начало 1950-х гг.)

Оказавшись изолированными от прежних союзников и идейных единомышленников, руководители партии и государства столкнулись с непростой задачей: продолжить марш к социализму, не имея политической и материальной поддержки СССР и стран народной демократии и сталкиваясь с сильным сопротивлением части общества, особенно крестьянства. Альтернативой советской помощи могли стать лишь максимальная мобилизация внутренних ресурсов страны и расширение сотрудничества с западными государствами без каких-либо политических уступок со стороны Югославии.

В новых условиях советская модель социалистического строительства оказывалась малопригодной. К тому же следование ей не могло сделать Югославию привлекательной для западных партнеров, находившихся в состоянии “холодной войны” с СССР и его союзниками. Поэтому в Югославии в конце 40 - начале 50-х гг. развернулся активный поиск более соответствующих югославским условиям и менее отталкивающих для Запада форм организации общества и государства, а также борьба со сторонниками прежнего курса ориентации на СССР.

Совершенно естественно, что перемены начались в сфере управления экономикой. Без экономического подъема коммунистам трудно было удержаться у власти, несмотря на все их прошлые заслуги перед страной. В 1950 г. Народной скупщиной был принят закон о введении на государственных предприятиях непосредственного управления трудовых коллективов. Формально, заводы и фабрики, оставаясь в общенародной собственности, передавались в управление трудовым коллективам. На практике же контроль КПЮ за их деятельность сохранялся, он осуществлялся через заводские парторганизации.

Трудовые коллективы должны были управлять предприятиями через рабочие советы и комитеты управления. Рабочий совет избирался на 2 года. Для решения производственных задач и ведения текущих дел членами рабочего совета избирались комитет управления и директор. Директор за свою деятельность отвечал перед рабочим советом и комитетом управления, а также перед местным выборным органом власти - общинной скупщиной. Община наделялась функциями первичной административно-территориальной единицы.

Практика показала, что, несмотря на выборность и подотчетность директора и комитета управления, контроль за ними был формальным. Коллектив предприятия не мог знать все тонкостей производства и сбыта продукции. Исполнение управленческих обязанностей требовало специальных знаний и опыта.

В конце 40- начале 50-х гг. произошли изменения в системе государственного управления экономикой в направлении ее децентрализации. Ряд функций федерального правительства по руководству народным хозяйством был передан республикам, а те в свою очередь передали некоторые свои полномочия скупщинам общин. Отменялись пятилетнее планирование и вместо него вводились годовые планы социально-экономического развития. Эти реформы привели к ликвидации большинства федеральных министерств, их аналоги были созданы на уровне республик. В итоге, заметно возросла роль республиканских и местных органов власти. Так постепенно закладывались основы того, что позже стало называться строительством социализма на основе самоуправления трудящихся.

В начале 50-х гг. югославское руководство отказалось от курса на принудительную коллективизацию сельского хозяйства, большинство созданных в предшествующие годы производственных кооперативов распались, крестьяне вернулись к семейным формам хозяйствования.После компромиссного решения вопроса о компенсации за собственность, конфискованную у граждан западных государств (кроме немцев) в ходе национализации, стали развиваться экономические отношения с ведущими капиталистическими странами. Начало было положено оказанием США в 1950 г. безвозмездной помощи зерном.

Страницы: 1 2 

Суд присяжных – гелилея
Одним из органов афинской демократии был Суд присяжных – гелиея. Она была создана еще во времена Солона, на рубеже 7-6 вв. до н.э. Первоначально это был суд присяжных. Роль гелиеи в 5-4 вв. до н.э. возросла. Афинская гелиея избиралась в количестве 6 тыс. граждан, причем в ее состав могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие жизне ...

Рабство
Важное место в Вавилонском обществе занимал класс рабов. Рабы являлись полной собственностью своих хозяев, и по отношению к ним, у них были лишь одни обязанности, но никаких прав. Рабы были имуществом, вещью хозяина: в случае их убийства или членовредительства хозяину возмещали ущерб или отдавали раба за раба. Рабов продавали, покупали, ...

Военная реформа
Реформаторская деятельность начинается с военной реформы. Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, основываясь на рекрутской повинности. Существовавшие войска постепенно упразднялись, а их личный состав использовался для новых формирований. Армия и флот стали содержать ...