Духовные лидеры. Патриарх Иов (1589 – 1605)Страница 1
Родом из посадских людей города Старицы, он рано стал подвизаться в Старицком Успенском монастыре, где прошли детство и юность будущего патриарха. Главной его страстью было чтение церковных книг и освоение в совершенстве литургии. Как первый чтец и певец, понравился в 1556 Ивану Грозному и был возведен в сан архимандрита. В 1571 году – архимандрит Симонова монастыря в Москве. Через четыре года он ещё больше приближается к царской семье, возглавляет Новоспасский монастырь, где находиться усыпальница ближайших родственников царя. В 1581 году – епископ Коломенский, в 1586 – архиепископ Ростовский, в том же году – митрополии Московский и всея Руси. С 26 января 1589 года – патриарх. В лице нового митрополита царский дом нашел ревностного защитника, в благодарность царствующие особы щедро одаривали и самого Иова и Русскую церковь.
Из константинопольских заявлений патриарха Иеремии – главного участника учреждения патриаршества в России, «так как ветхий Рим пал от аполлинариевой ереси, а второй Рим – Константинополь – находился в обладании у безбожных турок, то… великое Российское царство – третий Рим – превзошло благочестием все прежние царства, они соединились воедино… царство (Московское) и один (русский царь) теперь именуется христианским царем во всей вселенной; поэтому и это превеликое дело (учреждение патриаршества) по Божию промыслу, молитвами чудотворцев русских и по… царскому прошению у Бога и … совету исполняется».
Существовало несколько причин, способствующих учреждения патриаршества на Руси: во-первых, высота православного благочестия в Русской церкви; во-вторых, положение русского царя, как единственного в мире православного государя; в-третьих, необходимость увенчать церковь в его царстве патриаршеством с тем, чтобы оно, следовательно, имело попечение обо все Вселенском православии. Хотя, согласно соборному определению Восточной церкви 1593 года, русский патриарх занимает пятое место в диптихе восточных патриархов, но всё же он становиться опорой всего православия. В результате чего о патриаршестве в России хлопочет, прежде всего, царская власть при полном почти бездействии власти церковной. В данном случае это внешнее воздействие – лишь знак совершенного согласия русской иерархии с действиями государственной власти.
Патриарх Иов был человеком глубокой молитвы, доброго православного полвига и выдающихся личных способностей. Всех удивляло его богослужение. Оно отличалось не только чинностью и благочестием, но и тем, что Иов наизусть служил литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, чин великого освящения воды на Богоявление, даже все просторнейшие коленопреклоненные молитвы праздника Троицы читал наизусть… Но в то же время патриарх имел пристрастие к дорогим вещам, что вызывало недовольство, «лютое напастье, озлобление, клевету и укоризну», но покладистый характер и умение ладить с «сильными мира сего» помогли ему стать первым московским патриархом и почти двадцать лет возглавлять церковь. Во время трехлетнего голода в 1601-1603 годов Иов не поддержал благотворительного мероприятия Бориса по раздаче милостыни и продаже дешевого хлеба нуждающимся, напротив, желая получить сверхприбыль, он продавал свои хлеба по завышенной цене, тысячи голодающих умирали прямо на церковной паперти, где пытались получить помощь и подаяние.
После смерти царя Федора перед патриархом Иовом встала сложнейшая задача вывести страну из династического кризиса и решить вопрос о новом кандидате на трон. В кратчайший срок мирным путем патриарх всё устоил. 21 февраля 1598 года, то есть через 45 дней после смерти царя Федора новым государем был объявлен Борис Годунов. Успех патриарха свидетельствует о его весьма выдающихся государственных способностях и большом авторитете в стране. Иов оказал огромную помощь Годунову в достижении трона. При патриаршестве Иова произошло убийство царевича Димитрия (1591 год). Иов поддержал официальную версию о том, что это дело рук Бориса Годунова, после избрания Годунова новым государем, патриарх занял сторону царя. Во время хаоса, в котором находилась страна в это время (неурожаи, страшный голод, постоянные грабежи и разбои), появляется в 1603 году лжецарь – Лжедмитрий 1, представившийся чудом спасшимся в 1591 году «царевичем Дмитрием».
Патриарх Иов в устных проповедях, и в особых патриарших посланиях по всем епархиям обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Чудовского монастыря Григория Отрепьева, приводил свидетельства действительности смерти царевича Дмитрия, указывал на то, что король Сигизмунд использует самозванца ля попрания на Руси православной веры (что было в действительности правдой).
Условия возникновения марксизма
Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории. Возникновение учения К. Маркса было связано с определенным этапом развития общества вообще и его экономической базы в частности. Понимание особенностей этого пери ...
Реставрация и закат пуританства в Англии
После торжества парламентских армий наступило «царство святых» с их воспеваемых в псалмах благочестием, которым пользовались как лозунгом для того, чтобы добиться благосклонности правящей партии, с их вмешательством в жизнь простых людей, с их запретом театров и традиционных спортивных состязаний. Вызванные этим антиклерикальные чувства ...
Благотворительность в современном мире. Проблемы
благотворительной сферы
Слабое внимание к сфере благотворительности в значительной степени объясняется боязнью приступить к кардинальным реформам социальной сферы. Потенциал негосударственных субъектов не рассматривается в качестве существенного фактора развития общества, как это имеет место в рыночных и демократических системах.
Распределение бюджетных сре ...
