Духовные лидеры. Патриарх Иов (1589 – 1605)
Страница 2

Однако миф о чудом спасшемся царевиче был очень силен, после внезапной кончины царя Бориса Годунова 13 апреля 1605 года, в Москве нарастал бунт. В июне бунтовщики разнесли патриарший двор и ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы физически расправиться с патриархом Иовом. Став на колени пред чудотворной Владимирской иконой Богоматери, святитель Иов громко молился, говоря между прочим: «Я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целость Православия; ныне же, по грехам нашим, как видим, на православную веру наступает еретическая. Молим тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами твоими Православие!» Бунтовщики набросились на патриарха, били его, трепали, вытащили на Лобное место. Иов готов был умереть, но его оставили в живых. Большинство русских архиереев признали Лжедмитрия. К их Собору Иов обратился с просьбой позволить ему удалиться в Старицкий монастырь. Самозванец распорядился отправить туда Иова, «взяв за пристав», и содержать «во озлоблении скорбнем». Не только бинтующая чернь, не только многие архиереи, но и видные бояре, и даже родная мать царевича Дмитрия инокиня Марфа из страха перед самозванцем признали в нем «подлинного» царевича, якобы чудесно спасшегося от рук убийцы, и присягнули ему.

Лжедмитрий поставил на русское патриаршество выгодного ему архиепископа Игнатия, но над ним не было совершено полного чина архиерейской хиротонии, что в свое время было совершено над Иовом.

17 мая 1606 года боярская партия В.Шуйского подняла восстание в Москве, в результате чего Лжедмитрий был убит, а Игнатий сослан на заточение в Чудской монастырь.

25 мая 1606 года Василий Шуйский стал царем и сразу позвал на патриарший престол законного патриарха Иова, находившегося в Старице. Но Иов не мог больше нести тяжелый крест такого Служения по причине глубокой старости и почти полной слепоты. И он добровольно отказался вернуться к правлению, благословив на избрание митрополита Казанского Гермогена, который вместе с царем в январе 1607 года организовал церемонию всеобщего покаяния, на неё был приглашен и Иов. На Соборной площади москвичи со слезами и плачем подходили к слепому патриарху и просили прошения, он никого не обвинял и всех простил.

Патриаршество Иова ознаменовалось не только великими потрясениями, но и важными церковными деяниями, по его инициативе были канонизированы Василий Блаженный, Иосиф Волоцкий, казанские святители Гурий и Варсонофий Мощи святителя Германа Казанского были перенесены в Свияжск, мощи святителя Филиппа Московского – на Соловки. В канонизации святых патриарх Иов видел дальнейшее умножение славы Русской церкви, ибо он вполне разделял идею «Москва – третий Рим», что запечатлел в своем «Завещании» и в «Повести о царе Феодоре Иоанновиче», проявив себя тем самым и как церковный писатель. При патриархе Иове в ранг митрополий были возведены епархии Новгородская. Ростовская, казанская и Крутицкая, архиепископиями стали Вологодская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Смоленская и Нижегородская кафедры. Вновь образованы епископии Астраханская, Псковская, Карельская. Смута и потеря зрения прервали деятельность выдающегося святителя. 19 июня 1607 года Иов умирает в Старицком монастыре, где начинал в юности свой духовный подвиг.

Страницы: 1 2 

Устав о паспортах 1903 (с дополнениями 1906–1909)
В 1903 был издан Устав о паспортах (с изменениями и дополнениями 1906–1909 гг.), принципиально не отличавшийся от положения (1894 г.). Устав закреплял различия в правах и документировании отдельных групп населения в зависимости от их сословия, рода занятий, имущественного положения и национальности. Вводились ограничения на поселения и ...

Развитие ВЧК (середина 1918-1922 гг.)
ВЧК с самого начала рассматривалась не только как орудие борьбы с контрреволюцией, но, прежде всего, как важнейших орган власти большевистской партии, средство реализации ее идеологической доктрины. Создание ВЧК явилось одним из важнейших проявлений развертывавшейся "красногвардейской атаки на капитал". Учреждение ВЧК мыслилос ...

Историки XIX века о славянских и варяжских племенах до призвания Рюрика. Славянские племена до образования государства.
Вопрос об уровне развития славянских племён до призвания варягов является весьма, если не сказать принципиально важным. Именно в нём заключается суть спора норманистов и антинорманистов. Дело в том, что уровень жизни в Древнерусском государстве, т.е. государстве, первым правителем которого был Рюрик, разногласий не вызывает. А вот на ур ...