Укрепление власти Москвы в первой половине 16 века.
Страница 1

История » Начало объединения русских земель вокруг Москвы » Укрепление власти Москвы в первой половине 16 века.

В новых титулах и церемониях, какими украшала или обставляла себя власть, особенно в генеалогических и археологических легендах, какими она старалась осветить свое прошлое, сказывались успехи ее политического самосознания.

В Москве стали чувствовать, что значительно выросли, и искали исторической и даже богословской мерки для определения своего роста. Все это вело к попытке вникнуть в сущность верховной власти, в ее основания, происхождение и назначение. Увидев себя в новом положении, московский государь нашел недостаточным прежний источник своей власти в преемстве от отца и деда. Теперь он хотел поставить свою власть на более возвышенное основание, освободить ее от всякого земного юридического источника. Так появилась идея божественного происхождения верховной власти.

Объединение Великороссии повело к мысли о соединении всей Руси под одною властью и к стремлению придать этой власти не только всероссийское, но и вселенское значение.

Новое значение верховной власти, постепенно уясняясь, отражалось не только на придворном церемониале, но и на государственном праве. Великие князья московские уже с первой половины 14 в. постепенно усиливали вотчинное преобладание старшего своего наследника над младшими князьями удельными. Иван 3 в своем завещании довел это усиление до небывалых размеров: старшему сыну и наследнику великого княжения он одному завещал более 60 городов с уездами, а четырем удельным его братьям всем вместе не более 30 городов. Теперь великий князь московский стал гораздо богаче и сильнее всех удельных своих родичей, вместе взятых. Это было практическое средство, к которому прибегали и предшественники Ивана 3 для обеспечения политического преобладания старшего наследника. Усиливая материальное преобладание старшего сына, великого князя, он в своей духовной дал ему и существенные политические преимущества над младшими удельными братьями.

Вот эти политические преимущества:

-до сих пор все князья-сонаследники совместно по долям или участкам владели городом Москвой, собирали с нее дань и пошлины, прямые и косвенные налоги; в духовной Ивана 3 важнейшие статьи финансового управления столицей, торговые пошлины и сборы с торговых помещений предоставлены одному великому князю, который только выдавал из них по 100 рублей (не менее 10 тысяч рублей на наши деньги) в год каждому из удельных своих братьев;

--до сих пор удельные князья творили суд и расправу по всем делам каждый в своем участке столицы и в принадлежавших ему подмосковных селах; по духовной Ивана 3 суд по важнейшим уголовным делам во всей Москве и подмосковных станах, доставшихся в удел братьям, принадлежал исключительно великому князю;

-до сих пор каждый владетельный князь, великий, как и удельные, бил или мог бить свою монету; по духовной Ивана III право чеканить монету предоставлено было одному великому князю московскому;

-до сих пор согласно с удельным порядком владения удельные князья могли располагать своими вотчинами в завещаниях по личному усмотрению. Дмитрий Донской впервые ввел некоторое ограничение в это право, постановив в своей духовной, что удельный князь, умирая бессыновным, не мог никому завещать свой удел, который по смерти этого владельца делился между оставшимися братьями по усмотрению матери. В духовной Ивана 3 это ограничение направлено исключительно в пользу великого князя: удел весь без раздела переходил к последнему. Часть удела, выделенная княгине-вдове "на прожиток", оставалась в ее пользовании только до ее смерти, "до живота", а потом также отходила к великому князю.

После Ивана 3 на престол взошел его сын Василий 3 (1505- 1533 гг.). - человек еще более деспотичный и крутой на руку, чем отец. Василий 3 не внес каких-либо существенных изменений в тот основной курс московской политики, который был намечен при Иване 3. Как и его отец, Василий 3 считал главной своей задачей завершение объединения русских земель и укрепление нового государственного порядка. Политика его оказалась успешной. В 1510 г. к Москве был присоединен Псков, в 1521 г. - Рязанское княжество.

В результате русско-литовской войны 1512-1522 гг. был взят Смоленск, находившийся под властью Литвы с начала 15 в. Этим по существу было завершено присоединение к Русскому государству основного ядра великорусских земель.

Менее удачно сложились при Василии 3 восточные дела. В результате переворота, произведенного в 1521 г. в Казани крымским ханом, сторонник московского великого князя был свергнут с ханского престола. Крымские и казанские татары при поддержке Литвы предприняли нападение на русские земли, разорив почти все южные и юго-западные окраины страны вплоть до Москвы. Все это привело к резкому изменению в соотношении сил между Русским государством и Казанью.

Страницы: 1 2

Заключение:
Знание русского, английского, французского и арабских языков дало ему возможность, пользуясь российскими и иностранными литературными первоисточниками, выполнить анализ обширного исторического материала и подготовить ряд научных работ. Он также занимался вопросами образования и научно-исследовательской работой в области истории. В эти ...

Македония от унитаризма к федерализму
В Македонии на многопартийных выборах в сентябре 1990 г. борьба развернулась между тремя политическими блоками: левым, во главе с Союзом коммунистов Македонии - Партией демократических преобразований (СКМ-ПДП), национально ориентированным, во главе с Всемакедонской революционной организацией - Демократической партией македонского национ ...

Заключение. Место исторической реконструкции и экспериментальной археологии в обществе
Историческая реконструкция и эксперимент распространяются все шире и шире, они находят своих сторонников и в научной среде, и в самых широких кругах общества. Эксперименты становятся постоянными спутниками археологов на их сложном и трудном пути познания жизни, работы, искусства и мышления людей, которые оставили после себя только немые ...