Первое упоминание о Москве и причины её возвышения.
Страница 1

История » Начало объединения русских земель вокруг Москвы » Первое упоминание о Москве и причины её возвышения.

К началу 14 в. на Руси складывается новая политическая система. Столицей становится город Владимир. Великий князь Владимира стоял во главе княжеской иерархии и имел ряд преимуществ. Поэтому князья вели яростную борьбу за ярлык на Владимирский престол. Из многочисленных земель, на которые распалась Владимиро-Суздальская земля, самыми значительными стали Тверская, Московская и Суздальско-Нижегородская. Каждая из них могла возглавить объединительный процесс. Наименьшие шансы имела последняя, вследствие своего соседства с Ордой. Равные были у двух других.

Летопись выводит Москву в числе новых городков Ростовской земли, возникших в княжение Юрия Долгорукого. Любопытно, что городок этот впервые является в летописном рассказе со значением пограничного пункта между северным Суздальским и южным Чернигово-северским краем. Сюда в 1147 г. Юрий Долгорукий пригласил на свидание своего союзника князя новгород-северского Святослава Ольговича, послав сказать ему: "Приди ко мне брате, в Москову".

Это - первое известие о Москве, сохранившееся в летописях. По-видимому, поселок был тогда сельской княжеской усадьбой или, точнее, станционным двором, где суздальский князь останавливался при своих поездках на киевский юг и обратно. Двор должен был иметь значительное хозяйственное обзаведение. На другой день по приезде Святослава хозяин устроил гостю "обед силен" и хорошо угостил его свиту, для чего надобно было иметь под руками достаточно запасов и помещения, хотя Святослав приехал в "мале дружине".

В 1156 г., по летописи, князь Юрий Долгорукий "заложи град Москву" пониже устья Неглинной, т. е. окружил свой москворецкий двор деревянными стенами и превратил его в город. Версий возникновения слова "Москва" существует множество. Большинство историков склоняются к такой версии: "москва" с древнерусского - "влажное место", мол, там были такие пространства.

Со временем возникновения и с географическим положением Москвы тесно связана и ее дальнейшая политическая судьба. Как городок новый и далекий от суздальских центров Ростова и Владимира, Москва позднее других суздальских городов могла стать стольным городом особого княжества и притом должна была достаться младшему князю. По ранним известиям о Москве трудно было бы угадать ее дальнейшую политическую судьбу. Она представлялась неожиданной и дальнейшим поколениям севернорусского общества.

Задавая себе вопрос, каким образом Москва так быстро поднялась и стала политическим центром северо-восточной Руси, древнерусское общество затруднялось найти ответ: быстрый политический подъем Москвы и ему казался исторической загадкой. Это впечатление отразилось в одном из многих народных сказаний, предметом которых служит первоначальная судьба этого города и его князей. Одно из этих сказаний, записанное уже в 17 веке начинается приблизительно в таком тоне: "Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто же знал, что Москве государством слыти? Стояли на Москве-реке села красные боярина хорошего Кучка Степана Ивановича".

Уже в конце 15 века возникла теория "богоизбранности Москвы", которой самим Богом было предназначено стать "Третьим Римом": мол, Москва, как и Рим стоит на 7 холмах (при этом забывают, что эти 7 холмов вошли в территорию много веков спустя. Вопрос "почему Москва?" - и сегодня один из самых трудных для учёного. Для ответа на него следует шаг за шагом проследить, как постепенно один из небольших городов домонгольской Руси стал столицей России. На этом пути немало трудностей, и главная из них - скудость источников. К сожалению, летописцы 13 - первой половины 14 веков не предвидели, по меткому выражению Н.М. Карамзина, "блестящего будущего" Москвы и уделили совсем мало внимания начальным страницам её истории.

По поводу "тайны" возвышения Москвы предлагались различные версии.

"Географическая" версия предполагает с одной стороны выгодность географического положения (центр Русской земли, торговые пути по рекам), с другой - бедность природы и скудость почв, толкавшие к расширению территории, но и позволявшие выработать "железные характеры" московитов. Согласно социальной версии усиление Москвы произошло вследствие относительного спокойствия в сплоченной и сильной княжеской семье, в которой не было усобиц. Поэтому ей и предпочитали служить духовенство и боярство. Третья - политическая - версия исходит из мудрости и дальновидности московских князей, т. е., из их личных качеств. Наконец, последнее объяснение принадлежит современному историку А. А. Зимину, который, подвергая критике многие доказательства этих версий, предложил свой "ключ к пониманию" этого процесса. Он - "в особенностях колонизационного процесса и в создании военно-служилого войска (двора)".

Страницы: 1 2

Славяне
Страну, где родился, как и родителей, не выбирают. Но для того чтобы осознанно полюбить её, человеку необходимо понять душу своего народа, его прошлое. А значит, необходимо знать историю своего Отечества. В начале новой европейско-христианской истории два племени приняли господствующее положение и удержали его навсегда: германское и сла ...

Последствия Исламской революции. Современный Иран
Исламская революция 1979 года под руководством аятоллы Хомейни в корне изменила уклад жизни иранцев. Несмотря на то, что в XX веке шахи династии Пехлеви превращали Иран в светское государство, ориентированное на Запад, а позже на Соединенные Штаты Америки, но все-таки Иран стал исламской республикой. Исламская революция для Ирана означа ...

Особенности социально-политического развития отдельных стран
В середине 20-х годов в Аргентине правящая партия радикалов – Радикальный гражданский союз (РГС) – оказалась расколотой на две группировки. Правое крыло выражало интересы либеральных помещиков и умеренных кругов буржуазии и стремилось к компромиссу с консервативными силами, к приостановке реформ. Сторонники Иригойена, за которым пошло б ...