Введение
Страница 1

Середина XIX в. стала переломным периодом в истории Китая. Этот перелом был связан с насильственным приобщением китайского общества к европейским формам цивилизации. Капитализм представлял собой общественное явление глобального порядка, имевшее в качестве своей экономической основы сложившийся к середине XIX в. мировой рынок.

В самой капиталистической цивилизации были воплощены и те ценности, многие из которых возникли в европейской истории еще в эпоху античности. К их числу можно отнести автономный характер статуса личности, разделение таких сфер общественной жизни, как власть, собственность, политика, религиозная деятельность, каждая из которых была представлена обособленным социальным институтом. В христианстве, ставшем духовной основой жизни на средневековом Западе, содержалась идея о начале и конце истории, которые соединяет восхождение человека и общества в целом к пределу, воплощенному в едином Божественном начале. Китайская же традиция основана на иных ценностях и представлениях.

Деградация духовной культуры Китая сопровождалась деградацией маньчжурского правящего режима, достигнувшего своей высшей точки начиная со второй половины XIX века. Эти годы прошли в условиях непрекращающихся антиправительственных и антиманьчжурских выступлений. Самым мощным было Тайпинское восстание (1850-1863) [24, с.85-86].

Правящие круги Англии, США и Франции, воспользовавшись развернувшейся в Китае революционной борьбой народных масс против маньчжурского владычества, решили еще больше подчинить своему влиянию пекинское правительство и добиться от него новых льгот и привилегий. С этой целью ими была развязана «вторая опиумная война». В качестве повода было использовано задержание китайскими властями судна «Стрела», занимавшегося контрабандной торговлей. Несмотря на согласие правителя Гуанчжоу (Кантона) освободить задержанных контрабандистов-китайцев, пользовавшихся английским покровительством, правительство Англии пошло на разрыв и начало войну против Китая.

События второй «опиумной» войны растянулись на четыре года (1856-1860). В ее истории можно выделить два крупных периода: осень 1856 — весна и лето 1858 г. и лето 1858 — лето 1860 г. Первый из них завершился подписанием Тяньцзиньских соглашений, в результате второго были заключены Пекинские договоры. Во вторую «опиумную» войну (в отличие от событий 1840-х гг.) помимо Англии оказалась вовлеченной Франция, принимавшая непосредственное участие в военных действиях против Китая. Россия и США заняли позицию нейтралитета. Выступая в роли посредников на переговорах между представителями цинского двора и европейских государств, они, тем не менее, имели собственные цели, к достижению которых им во многом проложили дорогу Англия и Франция [14, с.111].

Рассмотрение наиболее острых проблем в истории Китая, связанных с первой и второй «опиумными войнами», а также с восстанием тайпинов актуально для современного исследователя, прежде всего, устарелостью оценок, основанных на марксистско-ленинской методологии. Исследуемые в дипломной работе вопросы также могут быть полезны для изучения международной обстановки в рассматриваемое время, для выяснения сущности противоречий между «великими державами» и цинским Китаем, помогает лучше разобраться в событиях в юго-восточном регионе Азии.

Страницы: 1 2

Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге
Сами декабристы поначалу заявляли, что протест будет мирным и единственная его цель - под мирными лозунгами привлечь внимание будущего царя к проблеме "крепостного права". Но как явствует из последовавших много лет спустя откровений выживших декабристов, они хотели поднять вооруженное восстание в войсках, свергнуть самодержави ...

Царствование Бориса Годунова
Путь к трону для Годунова был нелегким. В удельном городе Угличе подрастал наследник престола Дмитрий, сын шестой жены Ивана Грозного. 15 мая 1591г. царевич при невыясненных обстоятельствах погиб. Официальное расследование проводил боярин В. И. Шуйский. Стараясь угодить Годунову, он свел причины случившегося к «небрежению» Нагих, в резу ...

Расширение НАТО и Россия
До 1996 г. Запад не услышал от России «нет» ни по одному значимому вопросу международной жизни. Министр иностранных дел РФ А. Козырев видел ошибку советской дипломатии в том, что она слишком много внимания уделяла защите национальных интересов. Как это было Американский политолог, президент Центра Никсона за мир и свободу Дм. Саймс вс ...