"Русская Правда" Пестеля
Страница 1

"Русская Правда", написанная Пестелем, явилась манифестом, программным документом Южного общества.

Полное название конституционного проекта Пестеля – "Русская Правда или Заповедная государственная дарственная Грамота великого народа российского, служащая Заветом для государственного устройства России и содержащая верный Наказ как для народа, так и для Временного верховного правления". Как следует из названия, этот документ должен был служить "наказом" Временному революционному правительству.

По мысли Пестеля, объявленное Сенатом после переворота временное правительство должно было состоять в основном из членов тайного общества. Обладая диктаторской властью, правительство после принесения ему присяги от Синода, Сената и всей России, "раздав Министерства, армии, корпуса и прочие начальства членам общества, мало-помалу в продолжение нескольких лет будут вводить новое образование"1.

В "Русской Правде" проектировалась республиканская форма правления. Монархическое устройство государства, по мнению автора, по сущности непрочно и несовместимо с народной волей.

Республиканский проект Пестеля носил якобинский характер: сильная централизованная административная власть, военно-деспотического типа должна была подготовить переход к республиканской форме. В новой республике законодательная власть принадлежит Вечу, избранному по двухступенчатой системе выборов.

Оно избирается на пять лет (каждый год обновляется 1/5 часть его). "Заветные" (конституционные) законы "обнародуются и на суждение всей России предлагаются"1.

"Народное вече есть одно целое и на камеры (палаты) не разделяется. Вся законодательная власть в нём обретается". Оно "представляет волю в государстве, душу народа. Никто не может распустить Народное вече".

Народное вече избирает на год своего председателя из числа депутатов, "последний год заседающих". Полномочиями народного вече являются такие, как:

· объявление войны;

· заключение мира;

· обсуждение и принятие всех законы, кроме конституционных ("заветных"). И только после их обсуждения и одобрения народом получают силу закона.

Между сессиями Народного вече его функции исполняет Временная комиссия.

Исполнительная власть сосредоточивается в руках Державной Думы, которая состоит из пяти человек, выбранных народом (затем – один ежегодно избирается Народным Вече из кандидатов, предложенных губерниями). "Ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбором. Председатель есть член, заседающий последний или пятый год".

Под ведомством и начальством Державной Думы состоят все министерства (приказы).

Полномочиями Державной Думы должны быть следующие:

· ведение переговоров с иностранными государствами;

· руководство военными действиями во время войны, но Дума не имеет права ни объявлять войну, ни заключать мирные договоры и прочие трактаты.

Дума имеет свою канцелярию. "Все министерства и вообще правительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной думы".

Для того чтобы указанные выше власти не выходили из своих пределов, учреждается блюстительная власть, которая поручается Верховному Собору. Верховный Собор – это 120 бояр, которые пожизненно назначаются Народным Вече из кандидатов, предложенных губерниями. Верховный Собор проверяет законность всех мер, принимаемых государственными учреждениями.

На рассмотрение Верховного собора представляются все законы, принятые Народным вече, и ни один из них не может вступить в силу без санкции этого контрольного органа. Однако лишь Верховный собор рассматривает предоставленные ему законы лишь с точки зрения их соответствия конституции, не вникая в содержание: "Собор не рассуждают о сущности предметов, а смотрит на одни лишь формы".

Верховный Совет:

· посылает своих полномочных представителей в министерства и области;

· назначает главнокомандующего действующей армии.

Пестель придавал большое значение Верховному собору как гаранту соблюдения законности. Предусматривалось, что в этот орган избирались наиболее заслуженные и авторитетные граждане страны.

По Пестелю, распорядительную власть на местах должны осуществлять окружные, уездные и волостные наместные собрания, а исполнительную – окружные уездные и волостные правления.

Главами окружных и уездных наместных собраний должны быть выборные посадники, а главой волостного собрания – волостной предводитель.

Страницы: 1 2 3

Временное правительство Великого княжества литовского
Наполеон входил в Литву, - писал польский историк Н. Кукель, - с нескрываемым, радостным чувством, что является в эти минуты освободителем большого народа, который отдал свою судьбу в его руки, а вместе с тем, что он несет право человека миллионам людей, объятых тяжелой неволей. Что идет воевать за это, повторял всем: своим гражданским ...

Т. Варнек и ее воспоминания «Воспоминания сестры милосердия (1912–1922)»
Татьяна Александровна Варнек родилась 4 апреля 1894 года в семье генерала А.И. Варнека.[9] В 1912 году она окончила гимназию и поступила в Кауфманскую общину на курсы запасных сестер милосердия. Из-за тяжелых условий на практике в больнице не закончила курсы медсестер. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, вернулась в общину, ...

Система государственного управления в годы царствования Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма» и новый этап рационализации государственного управления во второй половине 18 века
Ко времени вступления на престол Екатерина II была хорошо знакома с либеральными идеями европейской философской, политической и экономической мысли. Еще в молодые годы она читала произведения французских просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, Д'Аламбера - и считала себя их ученицей. В 1763 году Екатерина начала переписку с Вольтером, к ...