Восточные государства-деспотии, их судопроизводство и право

История » Цивилизация Древнего Востока. Древняя Вавилония » Восточные государства-деспотии, их судопроизводство и право

Вавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Обширным был фонд царских земель. Они либо сдавались в аренду, либо обрабатывались «ишшаккумами» – работниками подневольного труда, которые не владели средствами производства, получали зерновое довольствие, жили с семьями на царской земле и не имели права ее покинуть.

Сформировалось судебное ведомство – царский суд, выполняющий все судебные функции и заменивший собой храмовый суд, суд общины или суд квартала в городе, но все же некоторые права решать семейные и уголовные дела, совершенные на их территории, они сохранили. Судьи объединялись в коллегии, им подчинялись глашатаи, гонцы, писцы, составляющие судейский персонал.

Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взимались серебром, натурой с урожая, скота, продуктов ремесла.

Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов – редум и баирум. Их права и обязанности были определены в 16 статьях Законов Хаммурапи. Как уже было сказано, воины получали от государства за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп их из плена, обеспечение семьи воина. Воин же был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.

Огромный бюрократический аппарат, деятельность которого строго контролировалась царем, выполнял все его распоряжения. При этом представители царской администрации «шакканакку» имели тесный контакт с представителями власти на местах: общинными советами и старостами общин – «рабианум». Сурово боролись в административном аппарате со взяточничеством, подкупом, недисциплинированностью, леностью.

Создание централизованного вавилонского государства и возвышение Вавилона нашли в дальнейшем свое отражение и в религиозном культе: во главе пантеона был поставлен местный бог, покровитель города Вавилона Мардук, некогда бывший одним из младших богов. Мифы приписывали этому богу функции демиурга – творца вселенной и людей, царя богов.

Древнейшие в истории человечества правовые памятники сохранили для нас первые и, подчеркнем, самые трудные шаги юриспруденции. В этом – их непреходящая ценность. Один из таких памятников и, пожалуй, самый известный – Законы Хаммурапи.

Вавилонское право, как и любое древнее право, не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и т.п. Текст Законов Хаммурапи носил «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Законы Хаммурапи уделяли много внимания наказаниям за различные проступки и преступления – от нарушения обязанностей, связанных со службой, до посягательств на имущество и преступлений против личности. Для Законов Хаммурапи характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений – от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. За некоторые особо тяжкие, с точки зрения законодателя, преступления Законы Хаммурапи назначали квалифицированные виды смертной казни: сожжение за инцест с матерью, сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа. В остальных случаях Законы устанавливали либо наказание по принципу талиона («зеркального», т.е. наказание равным за равное, или «символического», когда, например, отсекают «согрешившую» руку), либо денежную компенсацию.

На имя царя приходило большое количество самых разнообразных жалоб. Однако сам царь не принимал решения, а направлял дело на рассмотрение в соответствующий орган.

От царского имени, хотя и автоматически, объявлялось помилование пойманному любовнику, при условии, что муж виновной прощал измену. Как свидетельствуют документы, царь собственноручно решал некоторые вопросы, связанные, в частности, с функционированием ирригационной системы.

Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна было доказывать свои убеждения. Протоколы процессов не велись, хотя некоторые наиболее важные моменты могли фиксироваться письменно. Решения и приговоры тоже, как правило, были устными. Основными доказательствами были свидетельские показания и документы. В некоторых случаях при отсутствии иных способов установления истины прибегали к «божьему суду». «Божий суд» мог иметь две формы: 1) водная ордалия и 2) клятва во имя богов. Водная ордалия осуществлялась путем погружения подозреваемого в воду Реки, и если он тонул, считалось, что Река (т.е. бог реки) покарала виновного. Если ему удавалось выйти из воды благополучно, он считался оправданным. Клятва богам, по тогдашним представлениям, неминуемо привлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основание для оправдания, а отказ принести клятву – доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана.

Возвращение к семье и последние работы
В этот же день Никита добился у анхимандрита Тихона разрешения вернуться в Москву, а вернувшись наконец-то увидел жену. Симон Ушаков выделил денег Никите на постройку новых хором, а когда работа была завершена, Никита снова стал днями пропадать в Оружейной палате. С первым весенним теплом начался ремонт поврежденного паводком кменного м ...

Театр и музыка
Во второй половине XVII в. на Украине дальнейшее распространение получил кукольный театр-вертеп. Как правило, представления показывали во время ярмарок и базаров. Действующими лицами были герои любимых народных сказок, легенд, песен. Необыкновенную популярность у зрителей имел образ запорожца — защитника обездоленных масс. В Киевском к ...

Болгария в конце IX - нач. XI в. Правление Симеона
Этот длительный период был завершающим в истории Первого Болгарского царства. Блистательный царь Симеон, удачливый полководец и в то же время покровитель культуры, смиренный царь Петр и трагичный царь Самуил - это ряд несомненно заслуживающих внимания болгарских правителей этого периода. В 893 г. на народном Соборе в новой болгарской с ...